Легенды и предания
"Легенды и предания - сравнительно большие по объему рассказы, передававшиеся от человека к человеку, от поколения к поколению. Мифы были связаны с ритуалами и обрядами, а предания и легенды непосредственной связи с ними не имели" [З].
Легенда - поэтический, образный вымысел вокруг реального события или героя. В обиходе означает невероятное, выдумку.
"Предание, легенда, сказание рождаются из подлинного события. Прошедшее через тысячу уст, это событие становится образом. Предание, пережившее не одно поколение, растет, словно жемчужина в раковине, теряя все скучное и случайное" [4]. Итак, истории в легендах в какой-то мере подчиняются произволу народной фантазии, видоизменяются сообразно современным потребностям и идеалам, связываются с легендами и преданиями разных времен и народов. Зачастую старое не только смешивается, но и надолго уживается с новым, проникается друг другом. "Так возникли многие сочинения, повествующие о создании мира, потопе, страшном суде".
С водворением новых христианских начал народная фантазия не позабыла и не отринула тех прежних образов, в которых представлялись ей взаимные отношения человека и природы, она по-старому любила обращаться к миру животных, любила наделять их умом и волею.
Вот несколько известных сказаний: 1. Собака первоначально была создана голой, но черт, желая ее соблазнить, дал ей шубу, то есть шерсть. 2. Мышь прогрызает Ноев ковчег и затыкает эту дыру своею головой. 3. У словенов особой любовью пользуется жук - керсница за то, что летал по дому родителей Иоанна Предтечи.
Когда родился Христос, Богоматерь положила его в ясли и прикрыла сеном. Лошадь всю ночь ела корм и постоянно открывала убежище Спасителя, а вол не только перестал есть, но еще и собирал сено рогами и набрасывал его на младенца 5. Медведь, говорят, был прежде человеком, он и теперь пьет хмельное, ест хлеб ходит на задних лапах, пляшет и не имеет хвоста.
Время в легендах, в отличие от мифического, соотносится не с началом мира, а с историческими событиями, которые хранит память. Мифы сохраняют информацию уже вне памяти человеческой. Героями легенд становятся известные в истории личности, а не вымышленные символичные персонажи мифов. Легенды об Александре Македонском к мифам отнести трудно. Это человек из реального мира и времени, но его личность идеализирована, содержит фантастические элементы. Легенды всегда играли важную роль в жизни человека. Предания обязательно обращены к "старине глубокой". Для преданий характерны конкретные основания и названия сел, городов, сообщества людей. До нас дошли предания о граде Китеже и о том, что он продолжает существовать под водой, предание у чудских племенах рассказывает о появлении уральских самоцветов, о том, как когда-то эти племена ушли под землю со всеми богатствами и оттого появились
Уральские горы. Герои преданий наделялись мифологическими чертами: необычным рождением, чудотворными свойствами, обладали чудодейственными предметами.
Практически в каждом селении на Руси есть свои предания, связанные с особенными или страшными местами, с любовными историями, с происхождением села или города. Край, губерния, волость рождали предания больших масштабов. Они рассказывали о нашествиях. войнах, массовых болезнях, о крайних проявлениях в природе. Существуют и предания, которые имеют отношение к жизни всей нации или всего государства.
Среди простого люда распространены предания о преданной любви, о наказании за измену, о разбойниках, о чудесных избавлениях от мора. Популярны, особенно в воспитании детей, предания о личностях и мастеровых: о царе Петре, о плотнике Нестерко, о кузнеце, подковавшем блоху, об ослепшей кружевнице и другие.
Легенда и предание - устные рассказ, содержащие сведения об исторических событиях, местностях, передающееся из поколения в поколение. При передаче могут словесно и эмоционально дополняться.
Предание:
"Новгородцы будто бы подплыли к Устюгу и потребовали "копейщины"- откупа за то, чтобы не быть взятым на копье. Устюжане не дали, и тогда новгородцы начали грабить около города. Они захватили в посадской церкви икону Одигитрию и хотели уплыть, но лодку с иконой нельзя было сдвинуть с места никакими усилиями. Тогда старый новгородец Ляпун сказал: - Полонянин несвязанный не идет в чужую землю.
Связали икону убрусом и только тогда отчалили. По преданию, многих новгородцев в пути начало корчить, иные ослепли. Новгородский владыка повелел возвратить икону и награбленное добро, что и было сделано".