Зацепился мой глаз за одно интересное сообщение и решил я написать статью на тему подхода к образовательному процессу в США и в России с целью сравнения и предупреждения.
Вот, собственно, сообщение в газете San Francisco Сhronicle:
Все, что Яна, 13-летняя украинская беженка, знала о государственных школах в Соединенных Штатах, было тем, что она видела по телевизору или в кино, часто в идиллических условиях, где подростковые конфликты и страхи сглаживались к концу. Она никогда не представляла себя в этих американских классах.
Они с мамой бежали из своей страны в Сан-Франциско, где она начала новый семестр в январе, несмотря на то, что плохо говорила по-английски.
Яне не потребовалось много времени, чтобы понять, что реальная жизнь в ее восьмом классе в средней школе была совсем не похожа на сцены, которые разыгрывались на ее экране.
“Я думала, что так будет лучше, потому что это Сан-Франциско”, — сказала она по-украински, а ее тетя перевела. “Но через два дня я увидела все, что происходит в школе”.
Ученики прерывали занятия, прыгали на парты, ругались на учителей. Сначала Яна задавалась вопросом, что происходит, но потом “ничего не произошло”. Учеников не наказывали и не препятствовали повторению поведения.
“Через неделю я поняла, что это нормально”, — сказала Яна,
Вскоре после этого, по словам Яны, она стала мишенью.
Ее опыт перекликается с тем, что, по словам многих родителей и учителей, является растущей проблемой в средних школах города, где издевательства, насилие и непокорные ученики создают неприемлемую среду обучения. Хотя ситуация беспокоит многих учеников, сотрудников и родителей, для девочки, которая уже бежит от насилия и хаоса, это было особенно сложно.
В одной из статей, где я рассказывал об американской мечте, которая уже недостижима для подавляющего большинства эмигрантов, я мимоходом упомянул об одной блогерше под ником LENA HAPPY, которая уехала жить в США в надежде на реализацию этой мечты.
В России она работала чиновницей по экологии, если не ошибаюсь, но не суть.
Суть в том, что в Москве у неё была пара квартир и беззаботная чиновничья жизнь с поездками на Кубу и по Европам. Но, как известно, «хорошо» много не бывает и потянуло её в США. Лет 5-7 назад продала она квартиры, взяла кредит в банке ВТБ в сумме 1,5 миллиона рублей и рванула за новым счастьем в Америку, чтобы устроиться там и начать бизнес. Сначала она работала вместе с мужем кубинцем, за которого вышла замуж ещё в России, дальнобойщицей, затем развелась с ним и некоторое время работала помощником учителя, потом снова дальнобойщицей. В общем, крутилась как могла, чтобы заработать на сносную жизнь, и если бы не дополнительный заработок от плетения и продажи браслетиков из камня, да от блога на Ютубе, то вряд ли вообще выжила бы там.
Но здесь речь идёт об американском образовании, поэтому не буду утомлять вас всеми перипетиями её жизни. Скажу лишь, что недавно она вновь пошла работать в школу помощником учителя — Paraprofessional educator, потому что на тягаче работать больше не может — у неё проблема с суставом ноги.
Помимо английского она отлично знает испанский язык, и в её обязанности входила работа с испаноговорящими детьми, которые плохо понимали учителя, говорящего на английском. Работа у неё была не очень трудная с одним-двумя детьми, и она в своём блоге рассказывала о том, как американские дети ведут себя на уроках.
Во время урока они могут ходить по классу, разговаривать, шуметь, не выполнять задания, заниматься какими-то своими делами, и учитель не может их приструнить и заставить что-то делать, как не может и накричать на них, для этого используются определённые техники.
И вот, как должна поступать учительница, чтобы всё-таки побудить детей к работе в классе.
Если она видит, что большинство детей её не слушает, то должна прекратить объяснения и громко сказать: «Кто меня слышит, хлопните один раз в ладоши!» Несколько человек хлопает. После этого она говорит: «Кто меня слышит, хлопните два раза в ладоши!» Хлопает уже большее количество детей. И когда она в третий раз говорит: «Кто меня слышит, хлопните три раза в ладоши», — то внимание всех уже должно быть привлечено, и хлопнуть должен весь класс. После того как она привлекла их внимание, урок продолжается до очередного цикла расхлябанности, а потом всё повторяется.
И вот Елена решила стать учителем. Она хоть по жизни и наивная, а где-то даже и недалёкая женщина, но образование высшее всё-таки имеет, поэтому ей удалось сдать экзамены и получить временную лицензию учителя. Чтобы получить постоянную, нужно себя зарекомендовать в школе, а попутно в течение полугода изучить несколько дисциплин и сдать по ним экзамены в онлайн-режиме.
После получения допуска она была счастлива от того, что теперь будет учить детей и получать зарплату в два раза больше.
Что в итоге?
Проработав несколько дней в инклюзивной американской школе, где учатся в том числе и буйные, и глупые дети, она впала в уныние. Работа учителя резко отличается от работы помощника учителя, потому что в каждом классе у неё примерно по двадцать человек, причём не малышей, а шестиклассников и семиклассников, которые уже и так не испытывают к учителям никакого пиетета, после подобных образовательных практик, а тут перед ними ещё и новый учитель вообще без какого-либо авторитета.
Хлопки в ладоши на этих детей, разумеется, не действуют, никто её не слушает, в классе бедлам. Дети то и дело просятся в туалет, и ей приходится каждый раз идти, хромая из-за своего больного сустава, в противоположный угол, чтобы отпирать и запирать дверь на ключ, потому что так положено. Сама же она из класса отлучиться никуда не может, потому что оставлять детей одних нельзя.
За то, что она не справляется с детьми, да ещё во время урока тыкает в свой телефон, вместо рабочего планшета (и это увидел проверяющий), она уже успела получить выговор от начальства. Ей было внушено, что сидеть за своим столом она не должна, а должна ходить по классу, проверять, как дети выполняют задание или стоять у доски (напомню, что она хромает, ходить ей очень больно, требуется операция на суставе).
Для того чтобы как-то побудить детей делать задания, решила она применить свою технологию. Набрала каких-то канцтоваров, дала задание и сказала, что раздаст призы тем, кто его выполнит.
После окончания урока дети повставали с мест и пошли за призами. Причём и те, кто болтал, не слушая её и не выполняя задание, и те, кто добросовестно выполнил его.
Но так как она не запомнила их по именам и фамилиям, а также не помнила, кто, где сидит, то и не смогла понять, кто именно выполнил задание, а кто нет. Призы пришлось раздавать всем. Последней девочке не хватило, та разнервничалась и заревела, потому что она-то, как оказалось, выполнила задание и рассчитывала на приз. Пришлось подарить ученице книжку, чтобы утешить и не демотивировать её.
В другой раз она, уже устав терпеть выходки одного из учеников, решила пойти на самую суровую меру наказания: отправить его к директору школы с запиской, что он не слушает её и не выполняет заданий. Но ученик пригрозил, что расскажет директору, что она якобы делала с ним нечто такое, чего ей нельзя делать…
Уп-с-с! Маленькие американские зас… ранцы прекрасно знают не только о своих правах, но и о том, чем могут шантажировать учителя.
В общем, она испугалась и не отправила его с запиской. Надо полагать, что теперь этот приём будут использовать все хулиганы в классе.
Короче говоря, никакая технология не сработала, дети оказались неуправляемы, и надолго ли её хватит — не знаю.
Отработав всего несколько дней, она уже плачет и жалуется, говоря, что никогда так не уставала, даже работая дальнобойщицей, да и первая зарплата её не порадовала — она ожидала большего.
Причём в системе оплаты у них в школах есть ещё один неприятный нюанс — два летних месяца, когда у детей летние каникулы, денег учителям не платят, и они могут только попросить в течение года откладывать часть их зарплаты, чтобы накопить деньги на эти два месяца.
Вот такие дела, друзья.
Наверное, у вас возник вопрос, какова же мораль сей «басни»?
Морали будет две!
1. Я хотел рассказать о деградации американского образования из-за их подхода к обучению детей, ведущем в тупик. Детям там позволено слишком много, спрашивают с них мало, поэтому большинство из них ничему не научится. Они воспитывают новое поколение — поколение неучей.
В скором времени вот такие учащиеся должны будут прийти на смену нынешнему поколению. А какое у них будет интеллектуальное развитие? При таком подходе к образовательному процессу — никакое.
К тому же и желающих стать учителями в США становится всё меньше. Согласно опросу, почти 75% руководителей школ говорят, что нехватка персонала является самым большим препятствием для решения проблемы поведения учащихся. В то же время школы изо всех сил пытаются удовлетворить потребности учащихся в условиях нехватки учителей, заместителей и консультантов — сочетание, которое часто заставляет администраторов и вспомогательный персонал заменять уроки математики вместо того, чтобы работать над устранением поведенческих проблем.Обеспокоенные родители, описывая ситуацию как хаос, когда так называемые плохие дети буйствуют, потребовали большей дисциплины.
2. Я хочу предупредить, что такое может быть и у нас, слишком уж мы увлеклись защитой прав детей и слишком много позволяем им, а также некоторым родителям, которые встают на защиту своих бестолковых и наглых чад, бросаясь на учителей иногда даже с кулаками.
И у нас уже есть немало учащихся, которые знают только о своих правах, но не выполняют обязанностей. Они нагло ведут себя с учителями, заявляя: «А что вы мне сделаете?», «А вы не имеете права!», хамят в лицо и не слушаются.
Такое поведение некоторых детей стало прямым результатом чрезмерного уклона в сторону правозащитной деятельности.
Слишком уж сильно мы ударились в неё по примеру Запада, чрезмерно защищая права детей, ограничивая возможности учителей по мерам воспитательного воздействия на учеников, развешивая номера телефонов доверия в школах на видном месте, как бы давая детям в руки инструмент для шантажа учителей и родителей, а также увольняя и наказывая тех учителей, которые, не выдержав травли и оскорблений, посмели накричать, обругать, обозвать или не дай бог ударить «дитятку».
Но ведь чрезмерно защищая права детей мы можем довести образование до такой же деградации, как в США: будет и дефицит учителей, и потерянные поколения — поколения неучей.
В классе, где училась моя дочь, всё время была такая же проблема, как и в школах США — классный учитель не могла найти управу на нескольких хулиганствующих подростков, которые могли точно так же ходить по классу, бросаться бумажками, громко разговаривать, всячески мешая учебному процессу.
И мы, родители, тогда просто не знали, чем помочь учительнице, ведь никакого выхода не было — отчислить их из школы никто не имел права, и перевести подростков, систематически срывающих учебный процесс, в спецшколу тоже было невозможно, ведь они же, в конце концов, не преступники.
Так может нам уже пора проснуться и дать нашим учителям в руки какие-то инструменты, с помощью которых они смогут наводить порядок в классе и избавлять школу от слишком наглых, шумных, мешающих учиться нормальным детям учеников?
Я бы предложил один из таких инструментов.
Необходимо, чтобы в наших школах стало возможным наказание учеников, которые плохо ведут себя на уроках, грубят учителям, а их родители начинают качать права, вместо того чтобы унять своих детей.
По настоянию остальных родителей необходимо выносить вопрос об их дальнейшем очном пребывании в школе на педсовет, и после пары предупреждений, если он неисправим, и родители не имеют на него влияния, принимать решение о переводе таких учеников на дистанционное обучение, ведь после локдаунов и массового дистанционного обучения стало ясно, что технически это легко осуществимая идея. Для этого необходимо иметь лишь один планшет с доступом в интернет на класс в котором будут дистанционщики и к которому они будут подключаться по видеосвязи во время урока.
Таким образом, они будут получать те же знания, что и ученики, сидящие за партами, при этом никому из них не мешая.
Я считаю, что если ученик раз за разом срывает уроки, не может вести себя в классе тихо, не слушается учителя и мешает учиться другим ученикам, значит, ему не место в школе, ибо из-за него страдают все остальные дети.
Ну а если после перевода на дистанционное обучение дистанционщик не будет выполнять учебную программу, не сможет сдать зачёты и экзамены, то вперёд — в коррекционную школу или интернат.
Если у вас есть какие-то другие предложения, то вы можете высказать их в комментариях, друзья.