Найти тему

«Вспомнить все» (2012): принять, простить и пересмотреть фильм Верховена

В далеком 1990-м году режиссер Пол Верховен обратился к творчеству поистине культового фантаста Филипа К.Дика и снял фильм «Вспомнить все» с Арнольдом Шварценеггером в главной роли. Фильм полюбился зрителям, стал знаковым как в своем жанре, так и в карьере Шварца и даже получил Оскар за особые достижения в визуальных эффектах. Любовь к Total Recall не угасает до сих пор и вряд ли когда-нибудь угаснет. Тем не менее, в 2012 году была произведена попытка дать новый взгляд на эту историю: режиссер Лен Уайзман снял свою версию «Вспомнить все». Об этом фильме и пойдет речь ниже.

Постер фильма - Кинопоиск.ру
Постер фильма - Кинопоиск.ру

Что мы знаем о Лене Уайзмане? Это человек, подаривший нам «Другой мир» - серию боевиков о том, как вампиры и оборотни ведут бесконечную войну друг с другом. В главной роли там Кейт Бекинсейл - в те годы жена упомянутого режиссера, которая с огромным удовольствием играет вампиршу Селин в латексе и с пушками в каждой руке. Лично я отношусь к искренним любителям данной франшизы и экшн-Бекинсейл, поэтому «Вспомнить все» (2012) пропустить не могла. К Колину Фарреллу относилась равнодушно, Джессику Бил знала по прекрасному «Иллюзионисту», и она мне там вполне радовала глаз. Фильм Верховена обожала, творчество Дика тоже, но вполне была готова не проводить параллели и смотреть другую историю.

Помню, что из кино вышла с ощущением, что Кейт в роли маньячки-преследовательницы хороша, но, пожалуй, и только. Недавно узнала, что у фильма есть режиссерская версия (расширенная), в которой, например, задействован Итан Хоук, и решила ее посмотреть. Вдруг спустя 10 лет хорошо пойдет?

Злобная Кейт Бекинсейл в погоне за своей целью. Кадр - Кинопоиск.ру
Злобная Кейт Бекинсейл в погоне за своей целью. Кадр - Кинопоиск.ру

С первых же кадров я поймала себя на том, что этот фильм практически полностью стерся у меня из памяти, и потому смотрела его как впервые. Сразу же бросились в глаза две вещи. Первое - не сразу стало ясно, где Колония, а где Объединенная Британия, потому что визуально они друг от друга совсем не отличаются: обе скопированы по стилистике из «Бегущего по Лезвию».

Второе - сразу показалось, что не хватает детализации. Герой заговаривает о «Вспомнить все» с приятелем, но до этого компания, внедряющая воспоминания, вообще не фигурирует - ни на уровне рекламы по телику, ни баннером на каком-нибудь здании. К сожалению, вот этот момент будет на протяжении всего фильма: детали не важны, все на уровне "потому что".

Колин Фаррел не понимает, что происходит. Зритель временами с ним сильно солидарен. Кадр - Кинопоиск.ру
Колин Фаррел не понимает, что происходит. Зритель временами с ним сильно солидарен. Кадр - Кинопоиск.ру

Итак, Даг Куэйд, простой работяга из Колонии (которая Австралия, но почему-то называется Колонией - почему, не объяснят), каждый день гоняет на работу через ядро Земли, чтобы производить роботизированных полицейских, которых уже почти 50 тысяч, но почему-то они не заменяют и не вытесняют "человеческих" копов. Как потом окажется, роботы ничем не превосходят людей - так же бессильны против главного героя, и он в итоге мочит и тех, и других, особо не напрягаясь. Но не буду забегать вперед.

У Дага есть очень симпатичная жена Лори с модельной внешностью и фигурой, но ночами ему почему-то снится другая женщина - похожая на жену абсолютно: так же одетая, с той же фигурой, с тем же овалом лица, курносым носиком и темными волосами, разве что, глазки меньше и зубы немного наружу. Видимо, сердцу не прикажешь.

Мелина (Бил) и Куэйд-Хаузер (Фаррелл). Кадр - Кинопоиск.ру
Мелина (Бил) и Куэйд-Хаузер (Фаррелл). Кадр - Кинопоиск.ру

Герой, явно терзаемый кризисом среднего возраста, идет в компанию «Вспомнить все», и ему начинают вживлять программу "двойной агент", но что-то идет не так. И тут начинается...

Наглый, лобовой копирайт кучи известных фильмов не просто целыми сценами - а вплоть до цветовой гаммы.

Герою приходится удирать на воздушных тачках из «Пятого элемента» с ровно теми же приемами, потом он, опираясь на опыт Джейсона Борна, идет в банк - и так как заимствования из фильма с Дэймоном мало, в ход идет полностью скопированная сцена с подписью из старого «Борна» (кто смотрел, поймет). Когда он добирается до дома Хаузера и наконец-то активирует голографического Итана Хоука игрой на рояле, тот начинает обращение с фразы из «Я, робот»: "Эта голограмма ограничена в ответах - тщательнее продумывай вопросы" (в оригинале звучит дословно, как там). Зачем эти слова, так и неясно, потому что дальнейшие кадры показывают, что Итан Хоук ничем не ограничен и нормально общается с Куэйдом в режиме диалога.

Голо-Хоук из прокатной версии был полностью вырезан (и даже из титров имя актера убрали). Увидеть его можно только в расширенной версии фильма. Скриншот - Кинопоиск.ру
Голо-Хоук из прокатной версии был полностью вырезан (и даже из титров имя актера убрали). Увидеть его можно только в расширенной версии фильма. Скриншот - Кинопоиск.ру

Роботы-полицейские, кстати, тоже перекочевали из «Я, робот» - но не ждите, что у кого-то из них будет особая роль. Они просто статисты, массовка, которая если и обладает сознанием и чем-то опасно-смертоубийственным, то нам этого не показали. Они есть, но их никто особо не боится, да и урона от них никакого - не то, что от Кейт Бекинсейл с пушкой и навыками борьбы.

Героиня Кейт - Лори, зачем-то совместившая в себе и персонажа Шэрон Стоун из оригинального фильма, и ее любовника Рихтера, преследователя Куэйда. Ей здесь реально никто в подметки не годится. Она сверхбыстрая, сверхточная, сверхчуткая, сверхзвуковая (в плане скорости). Лифт уже закрывается, а она в нем - ни один робот и коп-человек не успевает, а она - да. И пули ее, конечно, не берут, и синяков-ушибов нет. Потому что это Селин... то есть режиссер Лен Уазйман местами явно забывал, что снимает не очередной «Другой мир».

Кохааген, Лори и массовка на подхвате. Заметьте, ни единого робота. Кадр - Кинопоиск.ру
Кохааген, Лори и массовка на подхвате. Заметьте, ни единого робота. Кадр - Кинопоиск.ру

В этом фильме, кстати, любовник Лори не Рихтер, которого просто нет в этом сюжете. По ряду сцен и поведению героини Кейт ясно, что спит она немного-немало с самим канцлером Кохаагеном - и потому игнорирует его приказы, относится к распоряжениям абсолютно пренебрежительно, с этим классическим женским "Он сам не знает, чего хочет, выполняйте мой приказ" (есть такая реплика). Более того, Лори совершенно не боится, что ей что-то будет за непослушание - с чего бы такая уверенность, если она не самый любимый его агент, в отличие от Хаузера? В пользу версии насчет их связи говорит и то, что Кохааген в итоге лично жаждет замочить Хаузера, который был нужен ему живым, и вступает с ним в рукопашную - прямо как Рихтер, который изводился от ревности. Во всяком случае, такая режиссерская задумка выглядит логичной - если она есть. Потому что если ее нет, герои просто ведут себя неоправданно бредово.

Если вы подумали, что с копирайтом в фильме покончено после фразы из «Я, робот» - увы. Процитировать самого себя - удел великих, как известно, и поэтому мы видим один в один сцену в метро из первого «Другого мира». А потом, когда поезд движется у ядра, ваш глаз "приятно" порадуется сценой из второй Матрицы. Ну, когда все такое замедленное, Тринити и агент, перестрелка, и она так летит спиной, а там еще и Нео, который спасает возлюбленную.

Кадр - Кинопоиск.ру
Кадр - Кинопоиск.ру

Но беда Уайзмановского «Вспомнить все» вовсе не в копировании узнаваемых сцен из культовых фильмов. Она, в первую очередь, в том, что смотреть скучно. Вроде бы и актеры хорошие, но им совершенно нечего играть, ни в ком из них, кроме маниакальной Кейт Бекинсейл, нет огонька. Главные идеологические противники - глава Сопротивления Маттиас и канцлер Кохааген - сыграны отличными, харизматичнейшими актерами, Биллом Найи и Брайаном Крэнстоном. Но первый появляется от силы на 2 минуты, в течение которых только говорит бессмысленные пафосные банальности, а второму тоже не дали развернуться и быстро слили из главы политического режима до уровня обиженного ревнивца. Колин Фаррелл весь фильм ходит с таким лицом, будто не понимает, как и зачем он сюда попал, уровень "игры" Джессики Бил даже комментировать не хочу - номинация на "Золотую Малину", к сожалению, тут очень в тему.

Прибавьте к этому абсолютное отсутствие проработки мира, то, что нас не утруждают акцентами на деталях - и картина сложится полностью. Например, лицо Куэйда молниеносно появляется на всех экранах, на него объявлена охота, но он спокойно приходит в банк, проводит там время, получает все, что ему нужно, и так же спокойно оттуда уходит. В этом мире система охраны банка не синхронизирована с полицейскими базами? Новости они, подозреваю, тоже не смотрят, сигналы тревоги не слушают...

Куэйд и лидер Сопротивления. Кадр - Кинопоиск.ру
Куэйд и лидер Сопротивления. Кадр - Кинопоиск.ру

Точно так же, никем не остановленный Куэйд с раненой женщиной на руках, добравшись до опечатанной квартиры и войдя в нее, кладет Мелину на кровать и сразу же протирает ей лоб влажной тряпочкой. Я, конечно, все понимаю, дело хорошее, но откуда она у него взялась? И если эта тряпочка всегда была под рукой, как губка для обуви или бог знает, что еще у них принято в этом мире, почему Куэйд ей сразу после приземления в автомобиле лоб не вытер?! А хотя зачем, на них же и так никто на улице внимания не обратил - подумаешь, грохнулась тачка с неба, подумаешь, окровавленная девка и мужик с ней на руках куда-то идет - обычный день в Британии (или Колонии?).

С машинами тоже интересный момент: они летают по небу, но при этом падают на обычные наземные тачки. Зачем в мире воздушных тачек наземные? Это раритет и понты для богатых, для элиты? Возможно, но тогда их в кадре многовато, и даже если я права в своей догадке - мне не объяснили. Кстати, расслоения общества тоже не видать. Непонятно, что не так у Британии с Колонией, если все одинаково одеты, одинаково живут и проводят свободное время.

Воздушные тачки из "Пятого элемента". Кадр - Кинопоиск.ру
Воздушные тачки из "Пятого элемента". Кадр - Кинопоиск.ру

Но самый высший пилотаж - это "запретная зона" с радиацией, где скрываются повстанцы. Кохааген даже не догадывался, что они там, столько времени! Что очень странно, потому что у них там отлично ловит интернет, и вообще радиация очень выборочная и явно не проникающая: по улице в противогазах, но стоит только войти в полуподвал, можно сразу же их снимать. Да и поезда останавливаются, добраться можно.

Антураж постапокалиптической зоны показывают ровно на 5 секунд в фильме (я посчитала). Один план на 2 секунды, еще один еще на 2 и третий на одну. Одну, Карл! Встает вопрос: на что пошел весь бюджет в 125 миллионов долларов?!

Так выглядит Британия. Колония выглядит примерно так же, и запретная зона тоже - но не переживайте, вы все равно не успеете ничего рассмотреть за пару секунд этих планов. Кадр - Кинопоиск.ру
Так выглядит Британия. Колония выглядит примерно так же, и запретная зона тоже - но не переживайте, вы все равно не успеете ничего рассмотреть за пару секунд этих планов. Кадр - Кинопоиск.ру

Несмотря на огромные вбуханные в этот фильм деньги, никакой масштабности мира не ощущается. Напротив, он вызывает чувство клаустрофобии - как будто на тебя постоянно давит пространство, как будто ты в четырех стенах, между которыми расстояние весьма небольшое. Я позволю себе выразить предположение, что это режиссерская задумка - равно как и сделать Джессику Бил очень похожей на Кейт Бекинсейл - чтобы подчеркнуть, что все происходящее лишь иллюзия. Подтверждение этой версии есть в самом конце, но к тому моменту зрителю намекали уже настолько жирно, и он уже так устал от просмотра, что вообще плевать.

Плевать, кстати - ключевое определение отношения ко всему происходящему в этом фильме. Куэйд сопереживания не вызывает. Его возлюбленная, зачем-то оказавшаяся дочерью Маттиаса, тоже. Сопротивленцы, люди Кохаагена, режимы, роботы - все одно, массовка, и на них тоже плевать. Плевать даже на абсолютно нелепую для такой неубивашки смерть Лори-Бекинсейл - причем плевать не только зрителю, но и массовке вокруг, которая должна была бы хоть ахнуть, когда из скорой вылетает женское тело. Но нет, зачем. Ну правда.

Крэнстон тоже не вполне понимает, что он делает в этом фильме. Кадр - Кинопоиск.ру
Крэнстон тоже не вполне понимает, что он делает в этом фильме. Кадр - Кинопоиск.ру

Теперь о самом главном: об отсылках к «Вспомнить все» Верховена. Самая неуместная из них - проститутка с тремя грудями. В мире, где нет никаких мутантов, это выглядит очень странно. Откуда? Пластика? Зачем? Ответ на эти вопросы простой: "Потому что".

Далее - окей, вы повторили машину. Вы повторили сцену прохода через сенсорную рамку, женщину, которая прибыла на две недели - молодцы, справились. Вот только... с учетом всего остального, что напихали в этот фильм, лучше бы отсылок к Верховену не было вовсе. Правда. Потому что это еще больше усиливает печаль зрителя во время просмотра. Ибо в общем-то эти отсылки, пожалуй, лучшее, что есть в римейке - и при этом в силу их неуместности в этом сумубрно-клаустрофобном экшн-действе они совсем не радуют глаз.

Это "Я, робот"? Или имперские штурмовики? Кадр - Кинопоиск.ру
Это "Я, робот"? Или имперские штурмовики? Кадр - Кинопоиск.ру

Единственный неоспоримый плюс «Вспомнить все» (2012) - то, что после просмотра он вызывает нестерпимое желание тут же включить оригинал и насладиться... всем. Визуализацией, цветовой гаммой, атмосферой, потрясающей эволюцией героя Шварца от откровенного негодяя до хорошего, по-настоящему хорошего парня, красоткой Шэрон Стоун и не уступающей ей Рейчел Тикотин, Майклом Айронсайдом с его фантастической отрицательной харизмой, Марсом и его жителями, в конце концов...

Другой плюс творения Уайзмана - его бывшая жена Кейт Бекинсейл. Этой актрисе удивительно идут роли экшн-героинь и видно, что она в образе злодейки "Лори-Рихтер в одном флаконе" кайфует по полной. Но при всем при этом - и это объективно - до обеих героинь из фильма Верховена ей очень далеко и в плане женственности, и в плане стервозности, и в плане химии с главным героем, и в плане характерности. Она просто мордоворот-убийца, больше неодушевленный робот, чем все эти горе-синтетики.

Супруги Куэйды. Кадр - Кинопоиск.ру
Супруги Куэйды. Кадр - Кинопоиск.ру

На мой взгляд, «Вспомнить все» (2012) надо смотреть исключительно с готовностью стебаться. Иначе будете фэйспалмить. Как, например, в самом начале, когда Колин удерживает Джессику над пропастью, изо всех сил удерживает, но при этом говорит ей: "Отпусти меня, ты должна меня отпустить!"

У нас сам собой напросился другой вариант озвучки: "Да отцепись ты уже от меня, с@ка, я женат!!!" - и девушка летит в пропасть. По-моему, так ближе к истине в контексте данной сцены :)

Вот этот эпизод. Кадр - Кинопоиск.ру
Вот этот эпизод. Кадр - Кинопоиск.ру

Напоследок несколько фактов:

  • В США фильм провалился, но добрал сборами в мире до почти 200 млн долларов и смог даже окупить свой бюджет.
  • Критики фильм разгромили (31% положительных рецензий против 69% отрицательных). В России и вовсе рейтинг кинокритиков 11% (то есть отрицательных мнений 89%).
  • Джессика Бил за роль Мелины получила номинацию на "Золотую малину" в категории "Худшая женская роль второго плана"
  • В фильме есть серьезная ошибка научного характера: если этот поезд-шаттл является свободно-падающим и при условии отсутствия сопротивления, пассажиры были бы невесомыми в течение всего путешествия. Однако в фильме условия невесомости появлялись только при прохождении около ядра Земли. Если корабль ускоряется по пути к ядру, а затем замедляется до полной остановки с другой стороны, «перевороты» как у ядра Земли происходили бы три раза, и гравитация была бы на протяжении почти всей поездки, кроме точки отправления, точки переворота у ядра и точки назначения. При ускорении в 1g поездка бы заняла гораздо больше времени, чем заявленные в фильме 17 минут.
  • И главное: Австралия находится не прямо напротив Великобритании. И никакой химической войной это не изменить :)
Ой, ну вас, критиков! Науку какую-то нашли! Ясно же, для чего Уайзман снимал этот фильм, и для чего все его смотрели - чтобы полюбоваться на Кейт Бекинсейл и ее фигуру! Промо к фильму - Кинопоиск.ру
Ой, ну вас, критиков! Науку какую-то нашли! Ясно же, для чего Уайзман снимал этот фильм, и для чего все его смотрели - чтобы полюбоваться на Кейт Бекинсейл и ее фигуру! Промо к фильму - Кинопоиск.ру

Пожалуй, я не рекомендую «Вспомнить все» Лена Уайзмана к просмотру - если вдруг вы его пропустили. А если посмотрели в кино в свое время, то пусть в том времени впечатления и живут, и в памяти их освежить совсем не обязательно - там нечего освежать и есть высокий риск заметить все, о чем я написала в этой статье.

Но в любом случае, перед просмотром даже на большом экране рекомендую выпить кофе и покрепче - как ни стебись, фильм скучный, поэтому кажется слишком длинным и весьма утомляет. Есть высокая вероятность, что потом будут сожаления о потраченном времени. Особенно если вы не ярый фанат Кейт Бекинсейл.

Фан-постер - Кинопоиск.ру
Фан-постер - Кинопоиск.ру

Понравился обзор? Спасибо за внимание! Автор будет очень рад лайкам, комментариям и подписке на канал 😊