Найти в Дзене
Александр Долгих

«И эти люди пытаются учить нас демократии» — как относились к неграм в США до середины XX века и позже

Оглавление

Считается, что расовое неравенство в Америке побеждено более 50 лет назад. Но это только считается, по факту же, многие жители США, относящиеся к разным расам, всё ещё стараются не взаимодействовать друг с другом. Эти люди до сих пор посещают разные кафе и магазины, их дети учатся в разных школах, даже уровень доступа к услугам у них разный.

Истоки расового неравенства

Те, кто основал Соединённые Штаты, провозглашая конституционные права и свободы американского народа, ограничивали понятие об «американской нации» исключительно белыми протестантами-англосаксонами. В нацию Америки допустимо было включать других европейских протестантов (голландцев или немцев, например), но католиков (даже если речь идёт об испанцах или французах) ― лишь в крайнем случае.

-2

Сегрегация действовала в отношении американских индейцев, латиноамериканцев, японцев, но наиболее сильно ― негров. Более того, к «не белым» относились все, у кого в роду присутствовали «цветные» предки вплоть до 7-го поколения. Чернокожих стали относить к американской нации с 1875 года, индейцев ― с 1924 года.

В 1865 году в США была принята 13-я поправка в Конституцию: она запрещала рабство. Однако в той же статье указывалось, что для белых и «цветных» должны быть отдельные школы и общественный транспорт. Белым и темнокожим запрещено было останавливаться в одних и тех же гостиницах, питаться в одних и тех же ресторанах или закусочных. Для белых и «не белых» создавались раздельные воинские подразделения.

-3

Дискриминация темнокожего населения в США

Даже после Второй мировой войны расовая дискриминация сохранилась: правило «раздельное, но равное» всё так же не работало. Афроамериканцев ущемляли практически во всех правах (социальных, политических, экономических), считали людьми «второго сорта».

Темнокожие американцы жили в бедных кварталах или гетто, они получали худшее, чем белые, образование, а оплата их труда была мизерной. Во время войны уровень сегрегации снизился, но не исчез совсем. Белые и «цветные» теперь участвовали в учениях вместе, но относились к разным подразделениям, жили в разных казармах. Если чернокожему требовалось переливание крови, её получали из отдельных запасов. С сегрегацией в Вооружённых силах было покончено к 1950―1952 годам, так как потери были велики, а численность войск требовалось максимально увеличить.

-4

Расовая сегрегация наиболее характерно проявлялась в пользовании общественным транспортом. В соответствии с правилами, первые ряды сидений в автобусах предназначались «только для белых» ― цветным их занимать было нельзя, даже если ни одного белого человека в транспорте нет. Если же белым не хватало мест, афроамериканцы должны были уступать своё «не белое» место: в случае отказа грозил штраф. Будучи недовольными такой политикой, афроамериканцы устроили бойкот транспорта: перестали ездить на нём. Естественно, транспортная индустрия понесла колоссальные убытки, ведь «цветные» составляли до 70% всех пассажиров.

-5

Для темнокожих существовали даже отдельные туалеты, отдельные питьевые фонтанчики, залы ожидания на вокзалах и в аэропортах. В отдельных, особенно комфортабельных районах с развитой инфраструктурой и качественными дорогами, чернокожим селиться запрещали, даже если они могли позволить себе купить такую недвижимость. Районы, где жили только «цветные», помечались красной линией.

-6

Дискриминация в сфере образования и безопасности

Несмотря на то, что для «цветных» открывались даже университеты, уровень преподавания в них был низким. Из дисциплин доминировали не точные и гуманитарные науки, а связанные с сельским хозяйством и спортом.

В 1951 году афроамериканец Оливер Браун из штата Канзас подал иск против школьного городского совета от имени своей восьмилетней дочки. Он указал, что хочет, чтобы девочка посещала школу для белых, ведь она расположена всего в 5 кварталах от дома, а не «чёрную» школу, находящуюся аж в 21 квартале от места проживания семьи. Суд отклонил требование, многие другие афроамериканцы подали такие же иски ― одновременно в нескольких штатах. Прошла серия судебных разбирательств, после чего расовая сегрегация в школах была официально запрещена.

-7

Фактически же серьёзные притеснения даже маленьких чернокожих детей продолжались. В 1954 году 9 детей-афроамериканцев пытались попасть в школу штата Арканзас (позднее инцидент назвали «девятка из Литл-Рока»), но их, по распоряжению губернатора, не пустила Национальная гвардия региона. В 1957 году в город даже ввели федеральные войска, которые охраняли чернокожих детей: губернатор штата категорически отказался выполнять решение суда. Известно, что травля «девятки из Литл-Рока» продолжилась, но в итоге все эти дети выучились в школе и даже получили высшее образование.

-8

Нередки были и убийства полицейскими афроамериканцев любого возраста и пола. Причины далеко не всегда оказывались уважительными, а суды обычно замалчивали дело. В 1919 году белые граждане убили чернокожего подростка, случайно заплывшего на «белую» часть озера (пляжи также были раздельными). В подростка кинули камень и он утонул. Показания чернокожего свидетеля власти проигнорировали, что привело к серии беспорядков в регионе ― поджогов и погромов. Чернокожее население нападало на белое и наоборот. Полиция была на стороне белых: в ходе беспорядков и после них были убиты или казнены десятки чернокожих. Белых же полиция, якобы, не нашла, потому привлечь к ответственности не смогла.

-9

Сегрегация наоборот?

Расовое разделение сохраняется и в современном времени, но выглядит немного иначе. Например, институты, изначально созданные для цветных, сегодня принимают студентов с любым цветом кожи, но по факту учатся в них почти исключительно чернокожие. В одном из американских университетов афроамериканцы даже потребовали выделить им отдельную зону отдыха. Чернокожие также оказались недовольны тем, что белые чаще получают гранты на обучение.

Современные акции протеста после убийств полицейскими чернокожих. "Black Lives Matter" на плакатах переводится как "жизни темнокожих имеют значение".
Современные акции протеста после убийств полицейскими чернокожих. "Black Lives Matter" на плакатах переводится как "жизни темнокожих имеют значение".

Также темнокожие утверждают, что полиция относится к ним предвзято, пытается наказать по поводу и без повода. Однако на долю афроамериканцев приходится почти половина всех преступлений, совершаемых в США. Это при том, что чернокожие составляют не более 12% всего населения.

Кадр из фильма "Зелёная книга", 2018. Режиссёр: Питер Фаррелли.
Кадр из фильма "Зелёная книга", 2018. Режиссёр: Питер Фаррелли.

Очень показательным является фильм «Зелёная книга» — очень рекомендую. Он наглядно показывает то, насколько пренебрежительно относились к чернокожим даже в 60-ые. Причем не имело значение, насколько ты богат и успешен, имел значение только цвет кожи.

Мой канал в Телеграме и ещё несколько интересных статей: