Есть такое насекомое — жук долгоносик. Ничего хорошего от него люди не видели — вредитель и вредитель. Жрет урожаи, ничего за это не платит и пользы от него — ноль!
Крестьяне должны долгоносика смертельно ненавидеть, но есть история, когда именно фермеры взяли и поставили ему памятник, возможно, конечно, в припадке обострения стокгольмского синдрома.
Памятник из себя представляет богиню плодородия Цереру, которая держит в руках гигантское бронзовое насекомое. На плите снизу выбито торжественное посвящение:
«В знак глубокой признательности
Хлопковому долгоносику
За указанный путь к благополучию
Воздвигнут этот памятник
Гражданами города Энтерпрайз, округ Коффи, штат Алабама».
А история памятника такова. Долгие годы в Алабаме фермеры выращивали хлопок, который давал пусть и небольшой, но стабильный доход. Но в 1915 году кто-то завез в штат хлопкового долгоносика (Anthonomus grandis), который неимоверно расплодился, и уже к 1918 году уничтожил практически весь урожай.
Уж они его травили, травили, да все без толку. Долгоносик процветал, а фермеры были на грани разорения. В начале прошлого века негров в Америке еще вовсю притесняли, но рабство уже давно официально отменили, а потому, когда один из афроамериканских специалистов в области сельского хозяйства Джордж Вашингтон Карвер предложил вместо хлопка начать выращивать сладкий картофель, соевые бобы и, главное, арахис, его на удивление послушали.
В итоге, эти культуры спасли фермеров от разорения, восстановили экономику штата, а арахис и вовсе сделал многих богачами. Графство Коффи, в отличие от остальной части штата, уже в 1917 году процветало, получив самый большой урожай арахиса в стране.
К 1932 году в Энтерпрайзе было создано одно из крупнейших в США предприятий по производству арахисового масла, а в 1934 графство Коффи установило мировой рекорд по производству арахиса. В 1938 году ярмарка округа Хьюстон стала Национальным Фестивалем Арахиса, а жители начали скромно называть свой город «Мировой арахисовой столицей».
Местный олигарх и член городского совета Роско Оуэн «Бон» Флеминг (Roscoe Owen «Bon» Fleming) загорелся идеей поставить памятник жуку, которому город был обязан своим процветанием. Над идеей смеялись и претворять в жизнь не желали, но Флеминг был упорен, вложил половину собственных денег и заказал памятник аж в Италии за 1800 долларов.
Четырехметровую Цереру привезли, и что с нею после этого было делать, как не поставить в центре города (по «случайному» стечению обстоятельств буквально напротив магазина Флеминга).
Сначала она просто стояла с поднятыми руками, а в 1949 году ей в руки вложили бронзового долгоносика. С тех пор памятник неоднократно ломали, жука крали, но каждый раз статую восстанавливали до состояния 1949 года.
По идее, памятник хорошо было бы поставить Джорджу Карверу, который, собственно, и указал фермерам правильный путь, но эту идею уж точно никто бы не поддержал в то время просто потому, что он был черный, а Церера — белая. Вот сегодня ему бы поставили хоть десяток памятников, но поезд уже ушел и свято место занял долгоносик.
Кстати, Карвера пригласили на открытие, но дороги размыло дождями, и он не смог приехать. По крайней мере, такова официальная версия.