Создатель хилинг-отелей Green Flow Александр Тертычный пригласил корреспондента «Эксперта» для беседы в свой московский офис в Замоскворечье. Промышленное кирпичное здание 1867 года постройки. С фасада — кафе и магазинчики, нужный вход — со двора. Тертычный и его команда в полсотни человек занимают помещение на втором этаже, куда ведет узкая лестница. Его кабинет меньше моей гостиной, на рабочем столе только компьютер и большой черный калькулятор. На окнах белые жалюзи. Типичная офисная картинка не бьется с грандиозными планами Александра — в течение ближайших четырех лет открыть больше десяти оздоровительных центров и отелей по всей России, от Калининграда до Камчатки. Многие из объектов запущены и находятся на разных стадиях реализации: выбрана земля, согласуют концепцию, готовы эскизы, начали строительство. На счету у Тертычного успешный запуск проектов и управление компанией с оценкой более 1,5 млрд долларов в сфере перевозки нефтепродуктов, отель с 80-процентной загрузкой на курорте «Роза Хутор», а еще два курса MBA и семь покоренных горных вершин на всех континентах. И хочется верить этому энергичному, подтянутому предпринимателю и отцу четверых детей.
Основатель сети отелей и оздоровительных комплексов Green Flow Александр Тертычный уверен, что хилинг- концепция отдыха — это тренд будущего
Источник: ОЛЕГ СЕРДЕЧНИКОВ
Из Сибири с энтузиазмом и энергией
Любовь Тертычного к сверхзадачам — из детства, которое прошло в Сибири. Родители переехали в Сургут, когда Саше было четыре года. Мама-медик первое время трудилась вахтером, папа всю жизнь работал в компании «Сургутнефтегаз», из которой и ушел на пенсию. В жизни Александра были почти все доступные секции, включая дзюдо, футбол, хоккей, беговые лыжи. Но особая любовь — шахматы, которыми он занимался профессионально, получив к 14 годам первый разряд. Однако карьера Гарри Каспарова казалась недосягаемой, да и тратить каждый день по три-четыре часа на шахматы становилось все сложнее. Александр сфокусировался на профессиональном развитии. Окончив физико-математический класс гимназии, поступил в местный филиал Омского государственного технического университета на специальность «инженер-экономист».
Бизнес-эксперименты Тертычный начал в студенчестве. На первом курсе запустил туристическое агентство: арендовал помещение площадью 20 квадратных метров, взял двух сотрудников, поставил компьютер. И ввязался в бизнес: искал клиентов, вел переговоры с московскими агентствами, часто летал в столицу, окунулся в делопроизводство, бухгалтерию, был копирайтером и дизайнером. Вкладывал личные сбережения. Показательный для Александра случай произошел в 1998 году. В августе, накануне дефолта, клиенты внесли платеж за поездку в Дубай. Отдали в пятницу, он понес их в банк в понедельник. И там узнал, что в стране дефолт и его четыре тысячи долларов превратились в две. «Тогда за три тысячи долларов можно было машину купить, — вспоминает Тертычный. — В итоге занял денег, но людей в поездку отправил. В течение пары лет деньги эти вернул». Александр объясняет, что по-другому поступить тогда не мог — не мог сказать людям, что они никуда не полетят. Так воспитали родители. «Это, наверное, был мой первый моральный выбор в предпринимательстве, каким путем идти. Но это на сто процентов сыграло потом положительно», — подытоживает Тертычный.
В 1999 году, когда Александр окончил университет, знакомый пригласил его на работу в Москву, в российско-белорусскую нефтегазовую компанию «Славнефть». Собрав буквально одну сумку, Тертычный двинулся покорять столицу. Уже через год он перешел в АО «Транснефтепродукт». При компании организовали логистическую компанию «ТНП-Транском», 24-летнему Александру предстояло его возглавить, погрузиться в железнодорожные перевозки нефти. Тертычный организовал процесс с нуля, в ходе его работы заключили договоры с крупными заказчиками, включая «ЛУКойл», ТНК‒BP. Но из-за разногласий с собственниками Александр покинул компанию.
Что ни происходит — все к новой работе. После четырех лет в статусе генерального директора и крутого опыта развития компании Тертычный решил попробовать себя в роли рядового сотрудника департамента логистики «Роснефти». Цель понятная: увидеть и разобраться в разных аспектах работы. «Когда ты попадаешь в компанию, которая действует в масштабах всей страны, там совсем другое осознание происходит». Александр также увидел принципы принятия решений внутри компании со стороны исполнителя.
Общаясь много лет в кругах, которые ведут логистический бизнес, Тертычный познакомился с братьями Вадимом и Вячеславом Аминовыми. Последний раз в рейтинге Forbes «200 богатейших бизнесменов России» они фигурировали в 2019 году под номерами 186 и 176 с общим состоянием 1,05 млрд долларов. А тогда, в далеком 2006-м, в ходе общения Тертычного и Аминовых возникла идея создать совместное предприятие для перевозки нефтеналивных грузов — «Нефтетранссервис». Тертычный называет себя одним из идеологов компании. Позднее сооснователь занял пост СEO. Под его руководством компания в первые четыре года выросла с 50 до 700 сотрудников. Начинали с управления парком в 1500 цистерн, а через два года их было уже 10 тысяч. «Это большой рост. Мы входили в первую тройку перевозчиков по нефтеналиву», — констатирует предприниматель.
За восемь лет под руководством Тертычного компания обросла парком железнодорожных вагонов, приобрела Смышляевский вагоноремонтный завод у РЖД. И готовилась к выходу на IPO, решение о котором приняли в 2012 году, когда, по словам предпринимателя, «оценка бизнеса была где-то от полутора до двух миллиардов долларов». Тертычный вспоминает: «Я в это время СЕО был, мы успели в декабре слетать в Нью-Йорк. Встречались с инвесторами. Были в Лондоне. В начале 2013 года рынок поменялся, IPO решили отменить. Но это был огромный опыт».
Как человек увлеченный, Александр Тертычный не мыслил себя вне работы. Первые годы в компании он работал по субботам. И мог легко улететь с семейного отдыха на Маврикии ради важной встречи или делового совещания. Причем история конкретно с Маврикием повторялась дважды в его жизни. В первый раз он провел на острове пару дней, улетел в Москву и вернулся к следующим выходным забирать семью — жену и двух детей. Встречавший его гид был поражен и на прекрасном русском отчеканил: «В первый раз вижу белого человека, который два раза на Маврикий на уикенд прилетает».
Под руководством Тертычного в «Нефтетранссервисе» ввели управленческую практику по организации ежеквартальных совещаний в разных филиалах, разбросанных по всей стране. За время работы в логистическом бизнесе Александр объездил всю Россию, побывал во всех крупных городах, включая запомнившиеся ему Казань, Хабаровск, Красноярск: «Если взять перечень крупных российских городов, я не был в Мурманске и Анадыре. Все остальные, скорее всего, видел».
На момент ухода из компании в 2015 году Тертычному принадлежало 10% компании NTS Holding Plc, которая владела 100% железнодорожного оператора «Нефтетранссервис». У братьев Аминовых остались 67,5%, члену совета директоров компании Алексею Лихтенфельду принадлежали 22,5%. Вскоре Тертычный продал свою долю Александру Курту — бывшему владельцу холдинга «Русские масла». Сумму сделки стороны не раскрывали, по оценке «Ведомостей», она могла составить порядка 50 млн долларов.
В зоне турбулентности
Личный кризис Александра Тертычного случился за два года до его ухода из компании. Совпало все: мучившие гипертония и лишний вес, неправильный образ жизни, онкология у отца, Николая Тертычного. Александр многое открыл для себя в этот сложный период. Так, для окончательной диагностики отца отправили в Израиль, где подтвердили рак легких четвертой степени. Однако оперировать отказались: не выдержит. Начали химиотерапию, на фоне которой случился инсульт. Николай был на грани жизни и смерти, половину тела парализовало. Медленно, но он пошел на поправку. Дальнейшее лечение продолжили в швейцарской клинике, мягкая и комфортная обстановка которой особенно поразила Тертычного. Отец с матерью жили там почти полтора года с небольшим перерывом на поездки в Россию и Германию. По словам Тертычного, в клинике у папы было нормальное человеческое отношение, было комфортно внутри, интерьеры не кричали и не отвлекали, а потрясающие виды заставляли еще больше любить каждый прожитый день. «Там создана такая атмосфера, которая способствует его выздоровлению или еще чему-то», — описывает ощущения от визитов к родителям Александр. В процессе лечения у отца случилась рецессия, но и ее удалось преодолеть. Грамотный подход врачей, правильный настрой и атмосфера сделали свое. Николай Тертычный прожил в общей сложности восемь лет после постановки диагноза и умер в 2020 году от последствий COVID-19.
Параллельно с лечением отца Тертычный стал бережнее относиться к собственному здоровью. Он нашел врача, Лидию Ионову, в 2010 году она входила в тройку лучших диетологов Москвы. Следуя ее рекомендациям, предприниматель сбросил лишний вес. Тогда же Тертычный занялся альпинизмом. И за три с половиной года закрыл вместе с сыном программу «семь вершин мира», покорив горы на всех континентах, включая Эверест и Килиманджаро.
Визиты в швейцарскую клинику к отцу действовали благотворно и на самого Александра. И закралась мысль: почему бы и в России не создать подобное место, где атмосфера, интерьер, окружающий ландшафт, отношение персонала будут пассивно оздоравливать и успокаивать. А общение с Лидией Ионовой и результат ее работы натолкнули на возможность добавить оздоровительных программ от ведущего столичного диетолога. Но пока все это было лишь идеями, витающими в воздухе.
В 2014 году Тертычный поступил на вторую в своей жизни программу MBA, в бизнес-школе «Сколково». В обучении предприниматель увидел новую вершину, которую хотелось покорить: преподавание вели на английском языке, которым он не владел. И если в первый год помогал переводчик, то со второго такая опция для студентов отсутствовала. Этот рубеж Александр с успехом преодолел. В рамках бизнес-проекта, во время учебы, он продумывал идею с оздоровительным комплексом, нашел архитекторов, с которыми пытался на бумаге воспроизвести образ будущего центра. Ускорить процесс помог случай.
В феврале 2015 года он с сыном отдыхал на только что построенном горнолыжном курорте «Роза Хутор». Место Тертычному в целом понравилось, но были какие-то мелкие недочеты и замечания, хотелось что-то улучшить. Наблюдения он передал знакомым, которые управляли курортом. Те прислушались и обратили внимание на интерес Александра к теме. А потом предложили инвестировать в развитие горной олимпийской деревни, причем той ее части, которая на местности была выше уровня более или менее обустроенной зоны в районе реки Мзымта. Во время строительства и подготовки к Олимпиаде курорт был поделен: в нижней части осталось скопление отелей для гостей, а уровнем выше возводили типовые здания в стиле шале для проживания спортсменов. Предполагалось, что потом это будут отели, но строились они со спартанскими условиями внутри. Через год после Олимпиады администрация курорта и «Интеррос» рассматривали привлечение внешних инвесторов для реновации олимпийских объектов. Так они вышли на Тертычного. Однако тот мечтал об оздоровительном комплексе, возведенном по собственному архитектурному проекту, а не типовому, как на «Розе Хутор». Поэтому от первого предложения отказался. Однако после второго звонка решил еще раз взглянуть на территорию. Прилетел с группой архитекторов. Посетил два объекта на высоте 1170 метров. Когда зашел в то здание, которым управляет сейчас, и увидел открывающийся вид на величественный Кавказский хребет, не устоял. И дал зеленый свет мечте. Тем более что звездный диетолог Лидия Ионова согласилась помочь с разработкой оздоровительной части программы.
«Я еще тогда книжку прочитал Константина Исакова “Отель в Австрии”. Он простым бытовым языком описал принципы управления отелем. Изучил просто ради интереса. Но в итоге она мне очень помогла», — улыбается предприниматель. Так через два с половиной года Тертычный запустил первый отель под брендом Green Flow, зарегистрировав юридическое лицо ООО «Антерра».
На Байкале будет один из самых масштабных проектов Green Flow
Источник: MARKUS WINKLER/UNSPLASH
Еда, спа, отдых
Сегодня отелю Green Flow пять лет. Название это для Тертычного очень символично. Green в переводе с английского — «зеленый». «Смысл зеленого — это экология, природа, ну и зеленый с точки зрения энергии — это развитие и обучение, — рассказывает Александр. — А flow в переводе с английского — “поток”. Эта идея взята из книги Чиксентмихайи “Поток”. Там основной принцип такой. Если человек живет в согласии с внутренним миром, с окружающими людьми, социумом на работе и дома, с природой, то он находится в таком потоке, когда все получается. Смысл названия Green Flow — мы создаем такое место, в котором человек может попасть в поток». Хотя кто-то из коллег Александра шутил, что зеленый поток — это про доллар и денежные реки. Но в реальности философия закладывалась иная.
Отель открыли в конце 2017 года, продажи номеров начались предварительно, в мае, когда еще шла реконструкция. Здание предоставили в аренду на 13 лет с приоритетной пролонгацией. Условия аренды — переоборудование здания в отель 4* без внесения изменений в его экстерьерную часть, так как это часть ансамбля олимпийской деревни.
Всю концепцию будущего отеля Тертычный проработал сам: «Я был единственным инвестором, потому принимал все решения и брал все риски». Программу питания Лидии Ионовой тоже переделали под условия отельной жизни. Тогда предполагали, что в течение недели человек сможет не только правильно питаться, но и каждый день, посещая занятия, узнавать что-то новое, сформировать новые привычки. Дизайн отеля делали минималистичным, чтобы гостей ничто не отвлекало — ни цвета, ни броские детали. В отеле нет рекламы и работающих телевизоров, клиентам не навязывают услуги. Отдельно конструировали термальную и спа-зоны, сделали их удобными для посещения и перемещения. А еще построили открытый бассейн с подогревом и подсветкой с видом на Кавказские горы. Тертычный считает, что получилось удачно: «В среднем в отеле проживает 250 гостей в день, обычно 80 процентов из них посещает спа и бассейн».
История с питанием — особая для Тертычного. Как человек, знающий толк в правильном питании, он решил сделать его красивым, вкусным и разнообразным для постояльцев. Например, ничего в кляре и жареного не готовят, зато в приоритете натуральные продукты, свежие овощи, зелень, фрукты с рынка. Александр поясняет: «Понятно, что у нас есть и мясо, и рыба, и вегетарианские продукты, но способы приготовления максимально щадящие. И основная, наверное, задача — дать человеку выбор и возможность попробовать что-то новое».
Отель входит в международную ассоциацию Healing Hotels Of The World, HHW. Эта организация объединяет отели с оздоровительным уклоном. В переводе с английского healing означает «исцеление». Хилинг-концепция построена на изучении взаимодействия души, разума и тела. Основатели ассоциации считают, что исцелению в отелях способствуют физические активности, образовательные программы, духовный рост, лечебное питание.
Учредители HHW всегда лично знакомятся с владельцами объектов, устраивают им ежегодный аудит и помогают советами, проводят общие встречи членов ассоциации для обмена опытом и полезными наработками. В HHW входит порядка 100 отелей по всему миру, включая объекты в Мексике, Австралии, Южной Африке, Индонезии.
Анне Бигинг и Элизабет Иксмайер, основатели ассоциации, лично посещали отель Тертычного в октябре 2017 года перед запуском, чтобы удостовериться в соответствии правилам HHW. Членство в клубе — это почти мишленовская звезда для отеля с концепцией оздоровления. «Там нельзя заплатить просто взнос, — уверяет предприниматель. — важна идея и отношение, мотивация. У них чек-лист примерно из ста критериев, которым надо соответствовать. И они приезжали проверять. Было полезно: перед открытием какие-то вещи подсказали, чтобы мы чуть-чуть сделали правильнее». Так, в ходе визита им рекомендовали снести стену в ресторане. Тертычный не снес, но до сих пор жалеет: она и правда мешает пространству. С момента вступления в ассоциацию отель мониторят ежегодно, исключением стал только ковидный год. Смотрят прежде всего не на материальное оснащение, как при подтверждении стандартной звездности отелей, а на детали: на внешний вид персонала, на то, чем кормят сотрудников, проверяют, удобны для кровати для гостей в номерах, как владельцы относятся к выбору постельного белья, косметики, средств гигиены и прочее. Сегодня проект в Сочи на 75‒80% соответствует идеальной концепции хилинг-отеля.
На сегодня в ассоциацию входят лишь два российских отеля: Green Flow в Сочи и пятизвездочный Mayrveda в Кисловодске. Похожая концепция у известной клиники «Кивач» в Карелии — но с более выраженным медицинским уклоном. С одной стороны, возникает логичный вопрос: нужны ли подобные объекты в России? Способны ли они найти свою аудиторию? Эксперт в области гостеприимства и владелец сети отелей «Куб Рус» Дарья Чернобровкина уверена: «Хилинг-философия отвечает трендам, которые развиваются в гостеприимстве уже давно: это интерес к концептуальным отелям, тренд на заботу о себе, развитие wellness-индустрии. Эти тренды приводят к росту популярности оздоровительного туризма. Аудитория таких отелей — искушенные гости, которые готовы платить больше, чтобы жить в красивом и современном отеле, совмещать отпуск с пользой для физического и ментального здоровья». Разделяет эту точку зрения и Инесса Тарасова, директор по маркетингу гостиничного комплекса Horseka Resort. Она предсказывает развитие этого тренда как минимум в ближайшие пять лет. «Сейчас существует естественный спрос на стандартную модель отелей, которые предоставляют услугу проживания и питания, — объясняет Тарасова. — С другой стороны, многие крупные управляющие компании акцентируют внимание на wellness-отелях с наличием большого количества медицинского оборудования, с акцентом на профилактику заболеваний и антивозрастные направления. Хилинг-отели — это нечто промежуточное между этими двумя форматами. Запускать такие отели гораздо дешевле, чем medical-spa-формат. Они сочетают в себе комфортное размещение, а также более мягкую и понятную для гостя заботу о себе без особых ограничений. Как правило, это сочетание различных фитнес-направлений, прекрасного размещения и здорового питания».
Различные направления фитнеса — важная часть оздоровительных программ в хилинг-отелях
Источник: ПРЕДОСТАВЛЕНО ОТЕЛЕМ GREEN FLOW
Отельная экономика
На реновацию отеля Green Flow потратили в общей сложности 350 млн рублей. Окупиться проект должен был через пять лет, что и произошло. Выручка в 2018 году составила 203 млн рублей, а в 2022-м уже больше 800 млн, рентабельность — 26%.
В отеле 154 номера разных категорий. В 2018 году среднегодовая загрузка отеля составляла 60%, сейчас — 80%. Причем в 2022 году она увеличилась на 7%. Тертычный говорит, что это высокий показатель, если сравнивать со средней загрузкой 65‒70% по всему курорту «Роза Хутор». Поблизости от Green Flow множество отелей и «здоровая конкуренция»: Rosa Springs, Ski Inn Spa, а также сети — Rixos Krasnaya Polyana Sochi, Courtyard Mariott Sochi, Tulip Inn Rosa Khutor.
В год в отель приезжает 15‒20 тысяч человек. Среднее время проживания — четыре дня. Клиенты отеля — аудитория 30+, люди, желающие улучшить качество жизни и ценящие здоровье. Пары составляют 64% гостей, семьи с детьми — 23%, в одиночку приезжают 13%, с целью делового туризма — 5%.
Одна из главных сложностей в работе отеля — наем квалифицированного персонала, способного обеспечивать высокий уровень сервиса. «Для того чтобы собрать такие кадры, требуется жесткий отбор кандидатов, а в городе с небольшим населением, пусть даже на курорте, это не всегда легко», — рассказывает предприниматель.
В отеле действует динамическая система ценообразования: стоимость номера зависит от сезона и глубины бронирования. Так, номер категории superior на одну ночь с завтраком с 7 на 8 марта 2023 года стоит 21,4 тысячи рублей. В середине апреля подобный номер можно забронировать за 9,7 тысячи, а в июле — за 11,3 тысячи рублей.
В планах на 2023 год — увеличить доход отеля до 1,1 млрд рублей, среднюю загрузку довести до 86,4%.
Отель в Сочи помог Тертычному обкатать концепцию, лучше понять клиента и утвердиться в истинности выбранного пути. Ближайшее будущее — это рост и масштабирование хилинг-объектов в виде оздоровительных комплексов и отелей по всей России. Дарья Чернобровкина подтверждает: «На сегодняшний день таких отелей мало, на рынке преобладают устаревшие объекты санаторного типа. Поэтому можно говорить, что эта ниша на рынке свободна и оздоровительный туризм перспективен для инвесторов». Чернобровкина указывает на важное преимущество оздоровительных отелей — большая стабильность загрузки и низкая сезонность: «С оглядкой на прошлогодние экономические показатели Green Flow на “Розе Хутор” можно прогнозировать успех следующих отелей проекта и в новых локациях».
Бассейн в отеле Green Flow на курорте «Роза Хутор» — точка притяжения гостей в любое время года
Источник: ПРЕДОСТАВЛЕНО ОТЕЛЕМ GREEN FLOW
Большой замысел
На карте развития бренда Green Flow объекты неравномерно распределены по всей России буквально от Калининграда до Камчатки. На каждой точке стоят даты планируемого ввода в эксплуатацию — не позднее 2027 года. Путешествия по России во время работы в «Нефтетранссервисе» не прошли для Александра Тертычного незаметно: оказалось, в стране много «мест силы» и потрясающих по красоте природных объектов.
Самый грандиозный по замыслу — объект на берегу озера Байкал. Он расположен в особой экономической зоне «Байкальская Гавань» в Бурятии. Общая площадь комплекса — 12 га. Здесь будет первый построенный с нуля отель Green Flow на 153 номера и 15 бунгало. На территории объекта возведут оздоровительный комплекс площадью 4,5 га вместимостью 300 человек. Отдельно построят индейскую баню — темаскаль. На территории также хотят разместить этнопарк, большую теплицу, детский центр и площадку для йоги. В 2019 году на Байкале побывала CEO HHW Анне Бигинг. Она вдохновилась местом и дала Тертычному несколько практических советов, чтобы улучшить вид из отеля на остров Ольхон.
Инвестиции в объект на Байкале составляют 2 млрд рублей. Для финансирования проекта привлекают дополнительно средства от Сбербанка, почти 70%, и корпорации «Туризм.РФ» в размере 15%. «Участие корпорации — гарантия того, что объект достроят, потому что они его контролируют, — объясняет Тертычный роль “Туризм.РФ”. — Они проверяют стройку, все этапы. Это не пассивный инвестор, это партнер». Кредитные средства от Сбербанка компания привлекает под льготные 5% в рамках постановления правительства РФ № 141. Помимо этого компания «Антерра» вышла на Санкт-Петербургскую биржу для привлечения заемных средств на сумму 150 млн рублей. По словам Тертычного, они стали первой туристической компанией за последние десять лет, которая прибегла к такому способу финансирования. Ожидают, что центр будут посещать 75 тысяч туристов в год, выручка будет на уровне 600‒900 млн рублей, окупаемость — девять лет. Пока в бизнес-плане заложена цена номера в сутки на уровне 8‒12 тысяч рублей. На объекте Green Flow Baikal уже идет строительство. Запуск запланирован на следующий год. Из существенных проблем развития туристического объекта в Бурятии — плохая транспортная доступность. Сейчас прямые рейсы на Байкал осуществляются только из городов-миллионников. Объект пока больше ориентирован на местных, хотя регион часто посещают жители соседней Монголии.
В Приморском районе Санкт-Петербурга на днях должны запустить Green Flow Lakhta Park. Площадь объекта — 3,2 га. Комплекс построен на базе уже готового объекта, его купили в 2021 году за 230 млн рублей. Общая сумма инвестиций составила порядка 650 млн рублей. На территории комплекса — зоны фитнеса и термальная, спа, открытый бассейн. Максимальная загрузка термальной зоны — 288 человек. Стоимость посещения — в районе 1800 рублей на человека. Ожидают, что в день в комплекс будут приходить до 1100 человек. Клиенты — жители Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а абонементы в фитнес-центр планируют продавать жителям ближайших жилых кварталов.
В Питере есть похожие объекты. Тертычный вспоминает спа-клуб Voda, Piterland, Приморские бани. «Но в среднем в термальных комплексах Санкт-Петербурга оборудовано около пяти различных видов саун и бань, вдвое меньше, чем в проекте Green Flow Lakhta Park», — объясняет конкурентное преимущество центра предприниматель. Выйти на окупаемость хотят через восемь лет, планируемая выручка объекта на конец 2023 года — 162,6 млн рублей. Новый комплекс соседствует с курортом «Охта парк» в Ленинградской области. Денис Завазальский, коммерческий директор курорта, рассказал «Эксперту», что 80% гостей их объекта — это именно жители Санкт-Петербурга и Ленинградской области, причем большая их часть — семейная аудитория, на нее ориентированы инфраструктура и сервисы курорта: «Если говорить про гостей, которые приезжают к нам на один день — покататься на лыжах или катке зимой или в парк развлечений летом, — то это аудитория со средним доходом. Гости, которые остаются на курорте на несколько дней, снимают номер в отеле или коттедж — это аудитория с доходом выше среднего». Завазальский не видит ничего страшного в их соседстве с Green Flow Lakhta Park: «Что касается нашего соседства с новым проектом, то я не думаю, что мы будем конкурировать за гостей, так как список услуг “Охта парка” значительно шире и развитие направления spa & healing — это лишь один из наших приоритетов».
«Green Flow Скандинавия» будет расположен на юго-западе Москвы. Это хилинг-комплекс на территории строящегося девелопером «А101» ЖК «Скандинавия». Общая площадь открытых и закрытых бассейнов составит 700 квадратных метров. Косвенно конкурентами центра станут аквапарки Москвы «Мореон», Termoland. Однако в комплексе у Тертычного будут фитнес и спа, гастробар с полезным питанием, то есть теоретически на фоне обычных тренажерных залов и развлекательных комплексов ему можно будет выделиться. Аналогичный комплекс будут возводить в Балашихе.
Необычный объект Тертычный хочет запустить в Калужской области на месте исторической усадьбы Гурьевых XVIII века — это бывшее имение министра финансов Александра I. «Идеальная локация, совмещающая историческое наследие и природу средней полосы», — отмечает предприниматель. Особенность же объекта — агроферма. По замыслу, 80% потребностей курорта будет обеспечивать собственная ферма площадью 170 га: 120 га — пастбища для овец, коров, коз и яков, 14 га — пруды, 12 га — лесосад, 6 га — фруктовые сады. В будущем на ферме откроют пасеку на 200 ульев. Отель Green Flow Nikolo-Dol рассчитан на 150 номеров. Запустить объект хотят в следующем году.
Любитель сверхзадач Александр Тертычный планирует открыть сразу два объекта в Якутии — оздоровительно-термальный комплекс в 2025 году и через год — хилинг-курорт. Курорт построят рядом с местной достопримечательностью — ленскими столбами, которая входит в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Объекты будут рассчитаны главным образом на местных жителей, которые составляют 93,6% посещающих достопримечательность. Инвестиции в объект — 1,5 млрд рублей. Период окупаемости — 12 лет.
Один из географически отдаленных объектов Green Flow — комплекс на острове Итуруп. На сегодня в этом оторванном от континентальной жизни регионе всего 80 номеров во всех имеющихся объектах размещения. Местные гостиницы не имеют звезд. Из новых объектов Тертычный отмечает два объекта по девять номеров каждый: «Янкито VIP» в восьми километрах от Курильска и гостевой дом на вулкане Баранского.
Получится у Александра Тертычного осуществить все замыслы или нет — покажет время. Хотя участники рынка сходятся в том, что его положительный опыт и выбранный формат вполне имеют шанс на успех. Партнер Zont Hotel Group Александр Гендельсман убежден, что Green Flow — интересный, хоть и нишевый проект: «И именно этот нишевый характер и будет, по моему мнению, базисом успеха. Небольшие отели высокого класса для достаточно состоятельной аудитории — это не массовая история, ведь еще и добраться до них недешево, плюс они обладают рекреационной и экологической направленностью. Но, полагаю, такой продукт всегда найдет свою аудиторию. Затормозить развитие проекта может много факторов, в первую очередь отсутствие долгосрочного инвестиционного партнера и сложности с выделением подходящих земельных участков, но, насколько мне известно, сейчас у Green Flow с этим двумя компонентами все нормально».
Денис Завазальский знаком с Александром Тертычным лично и наблюдал, как тот запускал отель в Сочи. Завазальский видит перспективы в хилинг-отдыхе, хоть он и рассчитан на аудиторию с высоким доходом: «Александр, пожалуй, один из немногих энтузиастов, который пытается развивать это направление отдыха так масштабно у нас в стране. Мне кажется это перспективным, если правильно подойти к позиционированию и продвижению продукта. Что касается масштабности проекта Green Flow, то мы видим, что отель на курорте “Роза Хутор” работает успешно, и, конечно, это отличный повод задуматься о масштабировании проекта в другие регионы».