Занимательное событие произошло в Якутске в 1883 году. Прежде надо бы сказать, что в эти времена здесь проживали разные народности и сословия.
Особенностью жизненного уклада города было то, что в нем не было русской прислуги. Кучерами, дворниками, извозчиками и другими видами рабочих служили якуты, реже переселенцы.
И как же было быть благородным дамам, которые имели детей? Они остро нуждались в няньках для своих чад. Но по разным причинам не хотели иметь в качестве нянек местных женщин. И кто же пришел им на помощь? Удивительно, но это были скопчихи Мархинского селения!
В Мархинском селении в 1883 году проживало несколько сотен скопцов, из которых примерно половина была женского пола. Скопчихи, те, кто помоложе, работали на полевых работах, а пожилым деваться было некуда: они устраивались на работу к дамам высшего общества Якутска.
Эти женщины славились своей честностью, исполнительностью, трудолюбием, в общем, теми качествами, которых так не хватало другим работникам. Но самое главное, скопчихи очень любили детей. Вступив в секту, они пожертвовали своим основным предназначением – быть матерью, хотя характер их увечья не запрещал им иметь детей. Нереализованный материнский инстинкт выливался в особую трогательную заботу о своих подопечных.
К сожалению, этого не оценила полиция, давшее предписание вернуться всем скопчихам к месту их постоянного пребывания в Мархинское селение. Дескать, по закону «не положено». Хотя расстояние между этими пунктами было не особо велико, скопчихам надлежало покинуть Якутск в скором времени. По закону сектантам нельзя было отлучаться далеко от мест своего пребывания, что очень мешало развитию торговли и других взаимоотношений между скопцами и местными жителями.
Что тут началось! Кто начал прятать своих нянек, кто просил, умолял, кто требовал от мужей решить проблему, собирались на митинг. Апогея бунт достиг, когда безутешные матери собрались идти к генерал-губернатору, чтобы положить к его ногам своих невинных детей. Наконец, мужья написали коллективное прошение генерал-губернатору оставить скопчих в услужении.
Несколько месяцев продолжалась эта эпопея, но ничего не добились. Генерал был непреклонен в своем решении, оставив общество в недоумении.
И правда, какую могут играть роль эти несчастные семь километров между селениями, которые скопчихам нельзя преодолевать! И какую пользу они могли бы принести обществу своим трудом! Что касается боязни, что они могут использовать свое положение, чтобы агитировать за вступление в секту, так это казалось вовсе невероятным, так как многие скопчихи жалели о содеянном и с большей охотой принимали православную веру. Вот такая грустная история произошла в Якутске в 19 веке.