Найти в Дзене
Георгий Куролесов

С бухты-барахты попал в историю! Служба в Заполярье

-2

В нашем гарнизоне была гостиница ЦК КПСС! На фото, я с летчиком и двумя штурманами, окончившими лётный факультет Ленинградской Лесотехнической академии и, призванными на 3 года в лётный состав дальней ракетоносной авиации. Подобный факультет имелся и в Московской Сельскохозяйственной академия имени Тимирязева.

Мы желаем в понедельник после политзанятий, в качестве произвольной физической подготовки, по очереди прокатится на санках моей дочери, от гостиницы ЦК КПСС вниз по лыжной трассе, проложенной местными мальчишками к озеру. На втором фото вид озера с Оленегорском. Трасса около 1кМ! Этой трассой пользовались любители выпить, в гарнизоне был строжайший сухой закон. До ближайшего гастронома в Оленегорске было 12,5 кМ.

На моём попечении была учебная база дивизии с интересным названием. Отдельная краснознамённая гвардейская Таганрогская дивизия морской авиации Северного флота. Отдельная, потому, как имела полное собственное обеспечение во всех смыслах этого слова. Её командир был молод, с независимым характером (генерал-майор в 39 лет), но мог принимать самостоятельно решения уровня командующего Северным флотом согласно Уставу дивизии.

Под её контролем была вся Северная Атлантика с запасными аэродромами на Шпицбергене, Кубе и в Марокко. Морская потому, как предназначалась для уничтожения авианосных соединений ракетоносцами дальнего действия с непрерывным временем полёта до 36 часов и дозаправкой в воздухе. Подобная дивизия была ещё на Тихоокеанском флоте. Таганрогская потому, как была сформирована с началом войны в Чеховской школе города Таганрога.

С командиром дивизии встречался, когда он приходил со своим экипажем на тренажёрные занятия по боевой, лётной и технической подготовке. Руководили занятиями инструкторы.

Однажды его экипаж прибыл без командира, спрашиваю, где командир? Улетел на Ту-134 за выговором в Москву. В дивизии помимо боевых самолётов ещё были, пассажирский и кукурузник. Пассажирским летали семьи в отпуска и дети на каникулы.

Кукурузник использовался для местных полётов, в госпитали, на совещания Северного флота и перевозки измерительных приборов учебной базы и ТЭЧ (технико-эксплуатационная часть) на поверки и переаттестации. В качестве ответственного за состояние приборов сопровождающим приборы летал и я.

Этот кукурузник командование многократно пыталось списать, как превысивший все нормы эксплуатации и приличия. Но командир дивизии любил на нем летать за штурвалом сам, используя в качестве планера. Набирал высоту, выключал двигатель и, планируя под свист и вой ветра, лавируя между сопками, выполнял посадку в полной тишине. В нём могли поместиться 8 человек и приличного веса груз.

Командир лично возился в свои выходные с ним в ТЭЧ. И отстаивал в управлении флота, каждый раз, продляя, под личную ответственность не только срок эксплуатации, но и должности командира и штурмана кукурузника. В основном летали на нём списанные по здоровью боевые лётчики и штурманы, пока найдется им другая работа.

Действительно командир прилетел с выговором! Причём в качестве правого пилота Ту-134. Он, зная себе цену, особенно не унывал. Выговор получил за то, что приказал коменданту гостиницы ЦК КПСС передать широкоэкранную киноаппаратуру иностранного производства в гарнизонный клуб, взамен клубной с одним киноаппаратом и ручной сменой кинолент обычного формата.

Комендант пожаловался в ЦК и, состоялась долгая возня по возврату кинотехники. Я был посвящен в эти интриги, поскольку моя должность предполагала ещё и активное участие в общественной жизни гарнизона, художественной самодеятельности и в организационном обеспечении общественно значимых мероприятий. Служилось весело и интересно.

Наш клуб представлял собой длинный, добротно сделанный сразу после войны, деревянный сарай. В нём находился зрительный зал, многочисленные комнатушки для детских кружков и развлечений, помещения женского комитета и приличная библиотека, которую не коснулись, цензурные изъятия ни Сталинского, ни Хрущёвского, ни Брежневского периодов! Такого количества ценнейших редких книг не возможно даже себе представить с учётом того, что моя мама работала в районной библиотеке Таганрога.

Только один пример, я прочёл Конфуция в кожаном переплёте на русском языке подарочного китайского издания, на рисовой бумаге с древними рисунками на шёлке, и факсимильными рукописными комментариями на полях, иероглифами сделанными рукой Мао Дзэдуна!

Наш аэродром был знаменит тем, что не далеко от взлетно-посадочной полосы имел действующую деревянную и весьма уютную гостиницу ГВФ, в которой останавливался Никита Хрущёв с супругой, зятем Аджубеем и писателем Михаилом Шолоховым, летя в США, когда его самолёт ИЛ-18 приземлился для предполётной подготовки и заправки топливом. Пассажирам предлагались, небольшие комнаты для отдыха, домино, шахматы, кипы газет, журналов, даже на иностранных языках и, биллиард.

Именно на этом самолете Ил-18 мне довелось однажды лететь из Алма-Аты в Киев. Слегка обветшалый салон был разделён на 2 части, в одной из них шикарные пассажирские кресла стояли не рядами, а каждое отдельно и, длинный стол. По моей просьбе весёлая киевлянка, стюардесса усадила меня в хрущёвское кресло. В ходе полёта всех пассажиров угощали хорошим коньяком с вареной курицей. Порции не пьющих, могли пить желающие. В этой части салона, можно было чокаться бокалами и курить прямо в креслах.

В той же гостинице ГВФ останавливался Федель Кастро прилетавший в СССР. В ней жил я с несколькими офицерами, призванными с гражданки на 2 или 3 года, пока не освободились места в гарнизонной офицерской гостинице.

При Хрущёве построили прямо в гарнизоне новую кирпичную 3-х этажную гостиницу с видом на озеро и Оленегорск, но не ГВФ, а ЦК КПСС.

В ней останавливались Маршалы, различные министры и всего, чего не попадя, Секретари, члены ЦК и Политбюро, приезжавшие поохотиться на медведя и росомаху, половить хариуса или местного омуля. В отпуск с подругами приезжала Министр культуры Фурцева Екатерина, местная молва гласила, к её приезду позолотили все сантехнические краны, дверные ручки и на окнах!

Знаменит аэродром был ещё и тем, что с него взлетел самолет ТУ-16 и сбросил водородную бомбу на Новую землю, самое интересное рассказывали, будто саму бомбу, не ядерную начинку, изготовили на Таганрогском заводе «Красный гидропресс».