В сентябре 1941 года Георг Томас, генерал пехоты и главный специалист фашистской Германии по военной экономике, доложил Гитлеру, что по его расчетам, даже если все цели плана "Барбаросса" будут в общем и целом выполнены, Советский Союз будет способен продолжить войну с Германией.
То есть, по оценкам генерала Г. Томаса захват Киева Ленинграда и Москвы не гарантирует вермахту полной и окончательной победы над СССР. Ведь советское командование сразу же после разгрома наших войск в Белоруссии и на Западной Украине начало формировать в своем глубоком тылу новые армии.
После эвакуации большей части военной промышленности Советского Союза на Урал и в Сибирь, несмотря на временное падение показателей производства новых артиллерийских орудий, танков и самолетов в перспективе можно было ожидать не только его восстановления прежних объемов производства но и их роста.
Неприятным сюрпризом для немцев оказалось и их более медленное по сравнению с запланироваными сроками продвижение к Москве. Сказалась недооценка немецкими штабами военных возможностей советской экономики, мобилизационных ресурсов Красной Армии и стойкости духа советского народа.
Стойкость духа и незгибаемость воли многонационального советского народа в борьбе с превосходящими силами фашистского вермахта особенно сильно шокировали солдат и офицеров вермахта и их объединенное верховное командование.
Понеся огромные потери в первые недели войны, советское государство не было сломлено и продолжило упорно бороться с захватчиками.
Франция в 1940 году на 40-й день после начала фашистской Германией реализации плана "Гельб" по разгрому французской армии, потеряв каждого 40-го француза, капитулировала. А Советский Союз в 1941 -1945 годах, потеряв каждого 6-го, не только выстоял под натиском плана "Барбаросса", но и победил.
Почему же провалился хорошо подготовленный и продуманный немецко-фашистский "блицкриг"?
Большинство современныъ военных специалистов и историков считают, что во многом потому, что сам немецкий стратегический план "Барбаросса" имел серьезные недостатки. Прежде всего в том, что этот план предполагал распыление сил между тремя разными направлениями - на Ленинград, на Москву и на Киев.
Причем по мере захвата советской территории расстояния между главными "панцер-штрассе", главными направлениями движения танковых и моторизованных дивизий четырех немецких танковых групп, то есть ударных группировок фашистской Германии, должны были все больше увеличиваться.
И уже в конце июля-августе 1941 года немецкому генштабу пришлось решать проблему координации их совместных действий.
В августе - сентябре из-за отставании подтягивания ревервов, в частности пехотных армейских корпусов и дивизий, упорства Красной армии в развернувшемся под Смоленском крупном встречном сражении, движение основных германских ударных сил на Москву было приостановлено.
Тогда же было принято решение использовать 3-ю танковую группу Г. Гота и 2-ю танковую группу Г. Гудериана, предназначенных по плану "Барбаросса" для окружения Москвы, на других направлениях - 3-ю танковую группу Г. Гота - для поддержки взлома советской линии обороны на реке Луга под Ленинградом, а 2-ю танковую группу Г. Гудериана для участия в окружаении частей Юго-Западного фронта Красной армии под Киевом.
В результате операцию "Тайфун" по окружению и захвату Москвы немецкому генеральнгому штабу удалось спланировать и начать только в первых числах октября 1941 года.
А что же планировало противопоставить плану "Барбаросса" командование Красной армии и ее генштаб? Правительство СССР накануне войны не питало никаких иллюзий относительно заключенного с Гитлером пакта о ненападении.
Короткая передышка в 1939 - 1941 годах, как и рассчитывалось, была использована для накопления сил и перевооружения Красной армии. В частности, для формирование механизированных корпусов, способных противостоять продвижению в глубь страны немецких танковых и моторизованных войск. Для этого Сталин и стремился максимально оттянуть срок начала войны.
Стратегический план войны с фашистской Германией, был довольно подробно и обстоятельно разработан генштабом Красной армии в лице генералов Б.М. Шапошникова и А.В. Василевского на основе анализа опыта ведения Германией боевых действий тротив Польши (план "Вайс") и против Франции (планы "Гельб" и "Рот").
Стратегический план нашего генштаба первоначально исходил из того, что вермахт нанесет свой главный удар в Белоруссии, то есть там, где в дальнейшм для немецкой армии открывалась бы прямая дорога на Москву. Этот исходный посыл полностью соответствовал немецкой концепции проведения молниеносной войны - "блицкрига".
Однако Сталин тогда не согласился с военно-политическими прогнозами генералов Б.М. Шапошникова и А.В. Василевского.
По мнению руководителя страны предстоящая война должна была быть не маневренной, как на Западе, а позиционной, - войной на истощение ресурсов сторон. Поэтому Сталин в то время был твердо уверен, что главный удар немцы нанесут на Украине, в направлении Киева, в целью захватить украинские ресурсы: зерно, железную руду и уголь.
В соответствии с серьезными поправками, внесенными по указанию Сталина, советский стратегический план ведения боевых действий был принципиально переделан. Большая часть ударных мобильных войск, - 9 механизарованных корпусов из 25-ти, дислоциорованных на европейсой части СССР, были размещены на Западной и Южной Украине...
В реальности против них здесь у немцев была задействована только одна мощная танковая группа из четырех - 1 -я танковая группа Э. фон Клейста.
В результате стратегического и тактического просчета нашего генштаба в определении направления главного удара врага против фашистов в Белоруссии, где в продвижение немецких войск участвовали сразу две немецкие танковые группы, 3-я, Г. Гота и 2-я, Г. Гудериана, против них в первом эшелоне наших войск оборонялись только 3 наших механизированных корпуса.
Превосходство немецких танковых и моторизованных дивизий на главном, Белорусском направлении привело к тому, что фашистские войска уже к 28 июня окружили и заняли Минск. Спустя буквально десять дней, 9 июля, дивизии вермахта захватили Псков, а 10-12 июля немецкие танки 3-й танковых группы Гота и 2-й танковой группы Гудериана уже вышли на дальние подступы к Смоленску.
Чтобы скрыть свои просчеты в подготовке и планировании войны с Германией на Белорусском направлении а также для того, чтобы избежать здесь паники и развала управления войсками, Сталин приказал показательно судить военным трибуналом и расстрелять командующего Западным фронтом генерала армии Д.Г. Павлова и некоторых других генералов его штаба.
Продолжение следует...