Стремление Гонконга вернуть себе место главного финансового центра Азии сталкивается с нехваткой работников в авиационной отрасли, которая жизненно важна для восстановления международных связей города.
Ущерб, причиненный длительным закрытием границ, трудно исправить. Согласно последним данным, предоставленным администрацией аэропорта, количество рабочих, занятых в аэропорту, в конце декабря составляло всего 68% от доэпидемического уровня. Авиакомпании изо всех сил пытаются нанять персонал на месте, что побуждает перевозчиков откладывать возобновление рейсов, закрытых во время эпидемии.
Qantas Airways отложила возобновление полетов в Мельбурн до середины июня из-за нехватки рабочей силы у своего подрядчика в аэропорту Гонконга, по словам человека, осведомленного в этом вопросе, который попросил не называть его имени. Нехватка кадров мешает местному стартапу Greater Bay Airlines добавлять рейсы из Гонконга, заявил нашему изданию главный исполнительный директор Stanley Hui. Даже служба регистрации в городе еще закрыта, что является еще одним признаком медленных темпов восстановления.
«Значительная потеря персонала является решающим фактором, влияющим на отрасль», — сказал Perry Yiu, депутат, занимающийся туристическим сектором. «Нехватка включает не только пилотов, бортпроводников и инженеров, но и наземный персонал».
Нехватка рабочих рук означает, что городу предстоит тяжелая борьба за восстановление пропускной способности, ведь по данным правительства до 2020 года аэропорт был третьим в мире по загруженности с точки зрения объема международных пассажиров. По состоянию на январь 2023 года количество рейсов составляет всего 44% от уровня четырехлетней давности, а пассажиропоток — 32%, свидетельствуют данные, предоставленные Департаментом гражданской авиации.
Сравните это с лондонским Хитроу, где и количество рейсов, и пассажиропоток составляют более 90% от доэпидемического уровня. В Сингапуре этот показатель составляет около 77%.
«Нам сейчас не хватает рабочих рук, нам нужно заполнить вакансии», — сказала Yolanda Yu, заместитель председателя авиационного профсоюза Гонконга.
Как и везде во время эпидемии, работников гонконгской авиационной отрасли уволили из-за резкого падения спроса на перелеты. Согласно последнему отчету, численность персонала Cathay Pacific Airways, флагманского перевозчика Гонконге, в первой половине 2022 года сократилась примерно на 40% по сравнению с концом 2019 года и составила около 16 тыс. человек.
Увольнения, сокращения, выходы на пенсию в Cathay
Сокращения Cathay, ключевые группы персонала значительно уменьшились
Тем не менее, Гонконг гораздо медленнее, чем другие международные туристические центры, снимал свои коронавирусные ограничения, которые были одними из самых жестких в мире. Город отменил обязательный карантин в отелях только для прибывающих в сентябре, однако те, кто приезжал после этого, по-прежнему сталкивались с регулярным тестированием и запретом на питание в ресторанах до конца 2022 года.
Более длительные ограничения означали большее влияние на местную авиацию и аэропорт, которые также должны конкурировать с работодателями в сфере услуг на жестком рынке труда. Согласно последним данным, с августа 2018 года рабочая сила Гонконга сократилась примерно на 5% до 3,8 млн человек.
Дополнительным давлением является продолжающийся отъезд жителей из города. С конца 2019 по 2022 год население сократилось на 187,3 тыс. человек, или на 2,5%, до 7,33 млн. Кроме того, люди также стареют, а уровень рождаемости в 2021 году был самым низким за всю историю наблюдений с 1971 года.
Гонконгское общество стареет
Население города стареет, что создает проблемы для рынка труда.
Правительство признает проблемы, стоящие перед авиационной отраслью, что это является ключом к восстановлению города. Согласно отчету, IATA от 2018 года, сектор воздушного транспорта и туристы, прибывающие по воздуху, ранее приносили около $33 миллиардов в год, что составляет около 10% ВВП Гонконга.
Министр транспорта города Lam Sai-hung заявил, что в марте правительство будет тесно взаимодействовать с администрацией аэропорта в разработке мер по устранению нехватки рабочей силы. Город также ищет способы решить эту проблему в среднесрочной и долгосрочной перспективе, заявил Министр финансов Paul Chan в своем годовом бюджетном обращении в среду.
По словам людей, знакомых с обсуждением вопроса, одно из возможных решений состоит в том, чтобы пригласить рабочих из материкового Китая и выдать им разрешения на работу для заполнения вакансий в аэропорту.
Эту меру поддержала Yolanda Yu, депутат от туристического сектора.
«Я настоятельно рекомендую правительству рассмотреть вопрос о пересмотре» своей трудовой политики в отношении рабочих из близлежащих регионов, — сказал Yolanda Yu.
В настоящее время бизнесу разрешено импортировать рабочих для заполнения рабочих мест. Но это число невелико: в 2021 году было принято из-вне всего 3 тыс. низкоквалифицированных рабочих. Это около 1% от числа аналогичных иностранных рабочих, которых Сингапур привлек для заполнения тяжелых рабочих специальностей, таких как строительство, или полуквалифицированных рабочих.
Что касается нехватки пилотов, перевозчики должны сосредоточиться на обучении желающих на местах, заявил министр транспорта законодателям 15 февраля.
А пока авиакомпании и пассажиры должны запастись терпением.
«В Гонконге мы хотели бы выполнить два рейса: один из Мельбурна и один из Сиднея», — сказал главный руководитель Qantas Alan Joyce на брифинге для СМИ. «Они не могут справиться с этим сегодня. Поэтому пока мы делаем один из Сиднея».
Это может быть долгий путь к нормальной жизни. Ronald Lam, главный исполнительный директор Cathay Pacific, ожидает, что к концу следующего года пропускная способность вернется к уровню, существовавшему до эпидемии.
Cathay Pacific - восстановление затягивается
Коронавирусных ограничений больше нет, но Cathay отделяет 23 месяца от нормальности
Между тем, туристы и деловые путешественники ожидают, что цены на билеты останутся высокими, если спрос восстановится, по словам Joanna Lu, главы азиатского подразделения агентства Cirium, занимающегося авиационными данными.
Источник: Bloomberg
Перевод: АвиаОбоз
Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz
Читайте еще на канале
- Все больше проблем у российских авиакомпаний, наказанных западными санкциями