Найти тему
Строки на веере

Ближнее море#22. Отношение к иностранцам в России. Вопль в ночи. Фокус. Каим. Время. Лирическое наступление 5

Отношение к иностранцам в России

Приезжали знакомые из Японии. Всего-­то на три дня. Пять лет не виделись. От гостиницы «Москва» на автобусе до ресторана, на том же транспорте обратно. Зашли на полчасика в бар выпить на дорожку. Японцы вообще не могут без этого. Разговор не разговор, если на столе нет напитков. Пусть и вода, но должна быть.

Поднялись на третий этаж в бар, уселись. Только зака­зали по мартини с соком, мужчины взяли себе виски, — заявляется администратор и прогоняет нас. Мол, идите в другой бар на втором этаже, а тут только для тех, кто жи­вет в отеле. Стоял над душой, пока мы не убрались.

Спускаемся на второй этаж, а там бар уже закончил работать. Идите на первый этаж в бильярдную, гово­рят. Но туда тоже не так просто добраться, нужно вы­ходить из здания. Было бы время — ушли бы в любое другое кафе в городе, но время уже поджимало, мы же только попрощаться по-­человечески хотели.

Японцы злые, мы уж извинялись, извинялись... Сты­доба, да и только. Воистину, «совок» непобедим!

Весь приятный день как коту под хвост. Думаю, боль­ше не приедут. А зачем, раз такое отношение? Куда ино­странец ни сунется, с него дерут в 5–10 раз больше, чем с

русских. Таксисты даже счетчик не включают: на кой, иностранцы — зеленый свет грабить.

У меня вышло три книги о Японии, но когда думаю, что о нас напишут японцы после такого, то руки опускаются.

Вопль в ночи

Когда же я научусь совпадать с календарем?!

Фокус

Коля Никитин приходил в гости со своим ковриком, садился на пятки, очень прямо держа спину.

— Хочешь, покажу фокус? — предложил он однажды Наталии. — Зайди мне за спину и скажи, сколько мне лет?

Наталия послушно встала со своего места и зашла Коле за спину. Чудо! Сзади он выглядел хрупким, неж­ным юношей.

— А теперь медленно обойди меня, — попросил Коля.

Наталия снова сделала то, что от нее требовалось, и… впечатление, произведенное Колиным лицом, не­возможно описать словами. Если со спины ему ни за что нельзя было дать больше шестнадцати лет, то Коли­ но лицо, худое, со впалыми щеками, все в глубоких мор­щинах, было лицом древнего старца!

Николай Никитин мим
Николай Никитин мим

Каим

— В Доме актера проходил джазовый фестиваль, – рассказывает Мурр. — Как обычно люди ведут себя на концертах? Шуршат программками или рекламными проспектами, кто­-то кашлянет, кто-­то роется в сумке, извлекает оттуда конфеты и тут же начинает разворачи­вать бумажки. Кто­-то даже тихо переговаривается с сосе­дом. Все идет своим обычным порядком, все как всегда.

Но тут появляется «Самкха»: Евгений Жданов со своими саксофоном и флейтами, перкуссионист Анд­рей Вихарев, который потом от Каима ушел в «Аквари­ум», сам Каим, кто­-то еще у них был, не помню сейчас, была вокалистка по имени Ариадна…

У Каима его гитара, двенадцатиструнка с каким-­то безумным экзотическим строем, штуки три банджо, собственноручно изготовленная калимба.[1] Действо на­чинается. Буквально после нескольких тактов воздух на сцене и в зале начинает густеть, зритель в креслах не то что боится кашлянуть, он дышит через раз.

Игорь Каим
Игорь Каим

Полутемный зал, а на сцене явно материализуется нечто вроде прозрачного, опалесцирующего шара, в центре которого сидит довольный Каим с банджо. Не глядя на гриф, он, что называется, наяривает, вокалист­ка поет, резкие пассажи саксофона сменяются певучи­ми трелями флейты – и все это на едином дыхании. Светящаяся сфера вокруг музыкантов наливается пер­ламутром, а люди сидят точно зомби – застыли в крес­лах, завороженно смотрят на сцену. Чудо!

Выступили. Полная тишина. Группа укладывает инстру­менты. Тишина. Потом робкий хлопок, и загремели аплодис­менты. Ура!!! Люди с облегчением вздохнули. Группа ушла.

— Но это еще не все! — продолжает Мурр.— После Сам­кхи на сцене появляется вокальный ансамбль — то ли квар­тет, то ли квинтет, не помню. И откуда он, тоже не вспом­нить: вроде из Днепропетровска. Перед выступлением они коротко распеваются, прямо перед зрителями в зале. Бе­рут первый аккорд, и звучит полная фальшь. Минутная

растерянная заминка. Они пытаются снова, и опять — кто в лес, кто по дрова... Музыканты ничего не понимают. Не первый год работающий, профессиональный коллектив… Третья попытка — и снова звучит откровенная фальшь...

Объявляется пятнадцатиминутный перерыв. Растеря­ны, надо сказать, все: зрители, музыканты, устроители...

После антракта люди заходят в зал, рассаживаются на местах, тот же квинтет начинает петь – все нормаль­но. А почему раньше фальшивили? Загадка.

— А произошло вот что, — Мурр делает паузу, — у Каима все его инструменты в основном имеют настрой­ку нетрадиционную, а играл он тогда музыку, которую с западно­европейской темперацией соотносить не сто­ит. Проще говоря, он изъяснялся музыкальным языком, совершенно не привычным нашему слуху. И они, Игорь и его музыканты, за свои 25–30 отведенных под выс­тупление минут умудрились перестроить слух всему залу! Так что, когда после «Самкхи» вокальный джазо­вый ансамбль запел в традиционном ключе, зритель ус­лышал нечто совсем иное. Потребовалось какое-­то вре­мя, чтобы все вернулось на круги своя.

Вот так выступил Каим.

Время. Лирическое наступление 5

Ночью оставленное без догляда время привозит нас в будущее.

Завтракаем мы в реальном завтра. Потом обед — как обещание чего­-то прекрасного. Полдник уже отмерил половину дня. Но полдник и полдень — суть разные

времена. Отсюда первая неправда и недоверие.

И ужин — ужим во всем. Когда время сворачивается ужом и в темноте уже не видна дорога. Ужин ужимает время, пытаясь обуздать его бег и своеволие. Скудный,

скромный ужин со звездами в небе и мечтами о завтра.

А потом снова завтрак и неизбежное завтра…

[1] Калимба — древнейший и самый распространенный инструмент в

Африке (особенно в Центральной и Южной, на некоторых из Ан­

тильских островов). Ее называют «африканское ручное фортепиано»;

это довольно виртуозный инструмент, предназначенный для исполне­

ния мелодических рисунков, однако вполне пригодный и для игры ак­

кордами. Большей частью применяется как аккомпанирующий инст­

румент. Большие калимбы придают неповторимый низкий гул живым

басовым ритмам африканской музыки, маленькие издают совершенно

призрачное, хрупкое звучание, похожее на музыкальную шкатулку …

Это был фрагмент из книги "Ближнее море". Полностью книгу можно скачать на сайте АвторТудей: https://author.today/work/169183