Найти тему
Кино на вечер

Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов

Когда именитый актер Алексей Серебряков ознакомился со сценарием к фильму, он согласился сниматься у молодого режиссера бесплатно. Это ли не верный признак того , что фильм заслуживает внимания?

Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов
Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов

Александр Хант молодой режиссер из Ханты-Мансийска. Его первой полнометражной работой стал фильм с длинным названием, которое запомнишь не с первого раза. По крайне мере я несколько раз назвал не "штырь" а "Шнырь", менял местами имена и тп. Тем не менее название интригует, в нем есть что-то сказочное и русское по типу "Как мужик двух генералов кормил" или "как мужик корову продавал".

Фильм динамичный. В начале он напоминает больше комедию, ближе к середине превращается в драму. Мне нравится юмор, и поведение главного героя, как он решает проблемы. Эта работа принесла режиссёру премию «Ника» в категории «Открытие года». Картина также взяла гран-при на международном фестивали в Карловых Варах.

Первая сцена фильма показывает нам провинциальную забегаловку, в которой подвыпивший гоповатый сумасбродный главный герой Витька Чеснок (Евгений Ткачук) пристает к своей знакомой девушке, провоцируя драку с ее новым ухажером. Знакомясь с героем ближе мы понимаем почему в нем нашли себя любовь к пьянству и раздолбайский образ жизни. Его отец Леха Штырь (Алексей Серебряков) криминальный авторитет, который неоднократно избивал мать, ушел из семьи. Мать не нашла другой выход, кроме как удавиться, оставив своего сына одного. Он воспитывался в детском доме, и копил ненависть к своему отцу, который как признался позже Витька "даже сранного яблока не прислал". И вот Витьке уже самому 27 лет, он женат, в углу комнаты играет его четырехлетний сын, с которым на протяжении всего фильма герой не обмолвился ни словом. Семейная жизнь Витьке не интересна и он ищет момент, чтобы свалить к своей любовнице Лариске (Алина Насибуллина), той самой девушке к которой Витя клеился в первой сцене. Далее Витя узнает о том что его отец жив, но он инвалид, и за ним нужен уход. Вите по большему счету все равно, но все меняется когда он узнает что квартира отца может достаться ему как наследнику , когда тот умрет. Лариса предлагает не ждать и сдать отца в дом инвалидов. Чеснок соглашается "Да, а так можно!?"

Дальше фильм выглядит как типичный роуд-муви. Дорога, приключения и треки Хаски, которые в контексте фильма звучат еще лучше чем в отрывы от него. После новых пережитых событий Витька Чеснок меняет свой настрой, от желания убить своего отца до желания спасти ему жизнь.

Многие критики не поняли, откуда вдруг у Витьки Чеснока пробудились чувства, ведь отец фактически сделал его сиротой. Как отмечает Алексей Серебряков это грехи сценария, которых можно было избежать, если бы режиссер прислушался к мнению. В фильме есть короткий эпизод , в котором Леха Штырь вспоминая о детстве сына, роняет слезу, а Витька Чеснок в ответ улыбается. Возможно в глубине души он скучает по тому мгновению, пусть даже короткому. Или он думает о возможном будущем, если бы отец жил по другому. Я понимаю для чего режиссер снял эту сцену, но мне кажется, что короткое воспоминание , пусть даже радостное не перекроет вину Штыря в смерти матери искалеченном детстве и жизни в детдоме. Витя Чеснок, так же как его отец, ушел из семьи. Возможно, глядя на своего отца, он понимает, что Леха Штырь это он Витя Чеснок в будущем. Витя не в силах изменить прошлое, но он может повлиять на будущее. Возможно эти мысли крутятся у него в голове ближе к концу фильма на распутье.

Что испытывает сам Леха Штырь? Жалеет о чем-то? Или жалеет только себя. Он понимает что жизнь наказала его отправив в инвалидное кресло. И вот на закате своих лет он не нужен своему сыну, своей новой семье и криминальному миру, которые решают от него избавиться. В ходе поездки он рассказывает Вите где лежат спрятанные деньги, пытаясь как-то сблизится или сделать что-то полезное для него.

Хочу отметить работу оператора постановщика. Крупные планы снятые на широкоугольную оптику особо подчеркивают гоповатую физиономию, и богатую мимику Чеснока , перед тем как тот хочет затеять драку. Не смотря на то, что действие фильма происходит на окраинах города картинка яркая, сочная. Режиссер в интервью признался что не хотел снимать фильм в серых тонах, поэтому у Витя красная машина, яркие кроссовки и спортивный костюм, зачесанные наверх волосы.

backstage с фильма "Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов"
backstage с фильма "Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов"
-3
крупные планы снятые на широкоугольную оптику сближают с героем
крупные планы снятые на широкоугольную оптику сближают с героем

Евгений Ткачук по настоящему мастер перевоплощений и потрясающе вжился в роль, а поведением его героя инверсно наблюдать. Я видел этого актера впервые , но с первых кадров отметил поразительное внешнее сходство с героем Серебрякова. З Алексей Серебряков говорил о то что ему было очень интересно поработать в тендере с молодым и перспективным актером. Так же хочу отметить игру Константина Гацалова. Эпизод где его герой "грузит базаром" Витьку настолько убедителен что ты испытываешь чувство страха и дискомфорта. Наверняка вы встречали таких людей, которые говорят спокойно , шутят новнушают страх , они улыбаются но их глаза говорят о том что они задумали что-то нехорошее. Именно такие ощущения и заставил почувствовать персонаж Константина Гацалова. Роль эпизодическая, но запомнилась мне больше всего. Я считаю, что Поэтому спасибо режиссеру и продюсеру за этот актерский состав.

Стоит ли смотреть кино? Признаться меня давно не цепляли так русские фильмы. И Я считаю, что и именно так должна выглядеть хорошая работа дебютанта : свежо, динамично, ярко. Есть минусы сценария, но для многих они останутся не заметными.

-5