Из книги Гендерная психология Козлов В.В., Шухова Н.А.
Подписывайтесь на мой канал, где я выкладываю много полезной информации для понимания себя и саморазвития :)
Гендер: содержание понятия и его производные
Только в середине XX столетия веками считавшиеся незыблемые убеждения о биологическом происхождении различий и предназначении мужчин и женщин стали подвергать сомнению. В 60-70-х гг. XX века на Западе в различных отраслях научного знания активно стала заявлять о себе гендерная проблематика. Постепенно эта тенденция коснулась и отечественной науки. Среди психологических публикаций появились работы, включающие понятия «гендер», «гендерные исследования», «гендерный анализ», как отражение нового теоретического направления в развитии отечественной психологии.
В основе гендерных исследований лежит понятие «гендер», которое обязано своим появлением феминистской теории и которое до сих пор вызывает много споров и трактуется по-разному представителями различных концепций (социологии гендера, гендерной психологии, постфеминизма и т.п).
В русском языке мы не найдем адекватного перевода слова «гендер». Его написание и произношение скалькировано с английского, поэтому искать смысл и значение этого слова сле-дует там, откуда оно пришло. В Англо-русском словаре В. Мюллера [70] «гендер» имеет два значения. Первое – грамматический род, второе – пол как шутливое обозначение. В словаре С.И. Ожегова [74] категория «род» имеет, следующие зна-чения: грамматический категория слов (мужской, женский, средний род); разновидность чего-нибудь, обладающая каким-нибудь качеством, свойством; обозначение ряда поколений (в систематике животных - объединение нескольких видов).
Анализ значений слова «gender» из словарей разных стран, сделанный Терезой де Лауретис [143] показал следующее. В Американском словаре наследия английского языка (American Heritage Dictionary of English Language) слово «гендер» определено, в первую очередь как классификационный термин и как морфологическая характеристика («грамматиче-ский род»). Другое значение в этом словаре – «классификация пола», «пол». Здесь же можно обнаружить еще одно значение слова «gender» – представление отношений, показывающее принадлежность к классу, группе, категории, что соответствует одному из значений слова «род» в русском языке.
Таким образом, понятие «гендер» обозначает отношения между одним объектом (или существом) и другими, раннее уже обозначенными классом, группой - это отношения принадлежности. Гендер следует понимать как социальное отношение, репрезентация каждого индивида в терминах специфических социальных отношений [1].
Исследователи J. Mone (1955) и R. Stoller (1968) одними из первых предложили развести понятия «пол» и «гендер» («род»). Так R. Stoller в своей работе «Sex and Gender» издан-ной в 1968 пишет, что до сих пор в науке можно было наблюдать две тенденции: тенденцию различать пол (имеющий свой источник в природе) и тенденцию различать способ существования пола в социуме (гендер).
R. Stoller предложил ограничить термин «пол» биологией: хромосомы, гормоны, гениталии, вторичные половые признаки. По его мнению «пол человека определяется алгебраической суммой всех этих качеств, и большинство людей принадлежит к одной из двух отдельных групп, одна из которых называется «мужчинами», а другая «женщинами» [цит. по 95, с. 329]. «Гендер», согласно Stoller, это культурный и психологический термин, относящийся к количеству мужественности или женственности человека, и «не смотря на то, что во многих людях есть смесь и того и другого, у нормального мужчины преобладает мужественность, а у нормальной женщины – женствен-ность» [95, с. 239].
Социолог Энтони Гидденс объясняет «гендер» следующим образом - это не физическое разделение между мужчиной и женщиной, а социально формируемые особенности мужественности и женственности. Гендер, таким образом, означает «социальные ожидания относительно поведения, рассматрива-ющееся как соответствующее для мужчин и женщин» [36, с. 665]. Крупнейший отечественный специалист в области ген-дерной лингвистики А. Кирилина, описывая историю возник-новения понятия «гендер», говорит о том, что английский термин «gender» означающий грамматическую категорию рода, был изъят из лингвистического контекста и перенесен в иссле-довательское поле других наук – социальной философии, социологии, психологии. Перенос был сделан, что бы уйти от термина «sex» (биологический пол). Поэтому, чтобы избежать путаницы, которая возникает из-за смешения понятий, следует точно разграничить понятия «пол» и «гендер» [52, с. 18].
Итак, пол – природный признак человека. Понятие «гендер» объясняет не природную детерминированность, а поло-ролевое разделение труда, неодинаковые требования и отношение общества к мужчинам и женщинам, разную общественную ценность в зависимости от их пола.
Все исследователи при определении понятия «гендер» исходят из следующих положений.
Гендер не является естественно заданным. Он имеет свой источник в культуре и обозначает социальные представления о различии полов, их предназначения и ролей в обществе.
Гендер есть совокупность символов, норм и законов, выработанных обществом в процессе своего развития, и регулирующих жизнь человека и общества. Другими словами это система культурных значений, присвоенных полу, следовательно, он является искусственным, социально сконструированным и должен быть понят как совершенно независимая категория.
Гендер указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые общество предписывает мужчинам и женщинам, на основании их половых различий. Между тем следует отметить, что гендер не сводим буквально к совокупности психологических черт личности (соответственно мужских и женских). Ключевым здесь является приписывание психологических черт индивидам, с целью закрепления за ними социального статуса и ограничения в системе гендерных отношений. Гендерные отношения – это отношения стратификации, в основе которых лежит неравенство. Различия мужского и женского сконструированы как неравенство возможностей разных групп (мужчины и женщины).
Гендер включает систему социальных институтов, воплощающих в жизнь гендерные нормы, и предписания (семья, школа, армия, государственная, правовая системы).
Гендер – это одновременно и продукт и процесс. Гендер как продукт – это сложившаяся в общественном и индивиду-альном сознании система гендерных представлений, норм, ролей. Продуктом так же является сформированное гендерное самосознание конкретного человека - его представления о собственном соответствии моделям фемининности /маскулинности, оценка подобного соответствия и готовность поступать в плане создания собственной модели поведения.
Гендер как процесс – это практика повседневной жизни, прохо-дя которую, человек формирует и осваивает образы «настоя-щего мужчины» и «настоящей женщины». Гендер как процесс включает действия, ощущения, чувства и мысли, связанные с восприятием человеком себя как представителя своего пола, и которые нормируются одобрением или осуждением со стороны общества.
Гендер не однороден, он является изменчивым и культурно зависимым феноменом. Он зависит от социально-экономического и исторического контекстов, от специфики гендерных отношений в разных этнических группах, социальных классах и поколениях. Каждое общество, в определенный исторический период формирует свою систему символов, ро-лей и норм, которые наполняют содержанием понятия «фемининность» и «маскулинность», предписывая мужчинам и жен-щинам вести себя в соответствии с этими значениями.
Гендер понимается как разновидность идеологических отношений традиционного (патриархального) общества, в ос-нове которых лежат отношения власти. Суть этих отношений – гендерное неравенство и господство одной группы (мужчины) над другой (женщины). Гендерные отношения - самые фундаментальные из всех человеческих, на глубинном уровне воз-действуют на все социальные институты и определяют куль-турную эволюцию. Авторитет и превосходство мужчины, право силы, утвержденные в гендерных отношениях, лежат в основе всех известных авторитарных режимов – власти вождей рода, «отцов» нации, монархов, диктаторов. И пока сохраняется гендерное неравенство, сохраняется и возможность существования власти авторитарного типа. Такая авторитарная власть опирается не столько на аппарат физического и экономического принуждения, сколько на тонкие методы воздействия на сознание индивидов. Это методы культурного воздействия: формирование стереотипов должного социального поведения; методы социализации; воспитание; идеологическая обработка сознания с помощью языка, и культурных образов. Такие методы надежно оберегают власть господствующей группы (мужчины) от воз-мущения и противостояния подчиненной группы (женщины) во всех сферах жизни: семейной, социальной, профессиональной, экономической, политической.
Термин «гендер» имеет много производных, которые раскрывают его содержание и существование в культуре.
Гендерные стереотипы – стандартизированные представления о моделях поведения, чертах характера, соответ-ствующие понятиям «мужское» и «женское» [53].
Гендерные нормы – это сложившиеся в обществе и предъявляемые индивиду стандарты (правила) выполнения социальных ролей во всех сферах социальной жизни.
Гендерная роль – набор ожидаемых образцов поведения для мужчин и женщин, принятых в обществе [22].
Гендерная идентичность - это аспект самосознания, представленный многоуровневой системой соотнесения лично-сти с телесными, психофизиологическими, психологическими и социокультурными значениями маскулинности и фемининно-сти как независимых измерений. Как составляющая социальной, гендерная идентичность имеет свою структуру и содержа-ние. В ее структуре выделяется три уровня: базовая идентичность – соотнесение личности с альтернативными представле-ниями о маскулинности-фемининности; ролевая – соотнесение поведения и переживаний личности с существующей в данной культуре полоролевыми стереотипами; персональная, инте-грирующая описанные уровни и характеризующая соотнесение личности с маскулинностью и фемининностью в контексте индивидуального опыта межличностного общения [48].
Гендерное самосознание - является системой, элементами которой выступают, помимо гендерной идентичности, представления о собственном соответствии моделям фемининности и маскулинности, оценка подобного соответствия и готовность поступать в плане создания собственной модели поведения.
Гендерная социализация – процесс усвоения норм, пра-вил поведения, установок в соответствии с культурными пред-ставлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе [40].
Маскулинность – нормативные представления о сомати-ческих, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин [50].
Фемининность - нормативные представления о сомати-ческих, психических и поведенческих свойствах, характерных для женщин [53].
Итак, термин «гендер» необходим, он не является избыточным и не может быть заменен категорией «пол». Однако следует отметить, что эти два понятия связаны между собой. Гендер – возник в результате социокультурного наполнения половых различий и включает конкретные символы «должно-го» мужского и «должного женского». Это определенный тип ментальности и тип социального поведения, которые не могут рассматриваться без соотнесения их с биологическим полом.