Найти в Дзене
Анжик в природе

На катамаранах по Алтаю: от гор с кедровниками до травянистых равнин

Оглавление

Три дня на поезде туда, три обратно. Девять дней на реке Чарыш. Было всё: дождь с ветром и обжигающее солнце, живописные скалы с кедрачами и степные равнины, походы в горы и лежание на пляже, привычная каша с тушенкой и незапланированная пицца, горячая баня и купание в ледяной реке, разные неурядицы и неоднократное везение. Очень динамичный сплав получился. Рассказываю!

Тут я ещё не знаю, что в конце первого дня сплава утоплю телефон)
Тут я ещё не знаю, что в конце первого дня сплава утоплю телефон)

В конце статьи по традиции вас ждёт подробная интерактивная карта нашего маршрута от Ильи, а также короткий видеообзор путешествия.

О дороге и компании

Сплавлялись мы как обычно с клубом путешественников «Гермес». Тут все как на подбор – натуралисты и любители природы, единомышленников найти несложно. На Алтай в 2022 году поехало 16 человек.

Ж/д вокзал, г. Волгоград, 5 августа 2022
Ж/д вокзал, г. Волгоград, 5 августа 2022

Первые два дня мы ехали в одном вагоне, но разрозненно и вперемешку с другими пассажирами: кто наверху, кто сбоку, посидеть вместе и обсудить дальнейшие детали не удавалось. Зато мы как следует отдохнули и выспались. Встряхнула нас только пересадка в дождливом Омске с перетаскиванием туда-сюда вещей и заходом в магазин.

Ж/д вокзал Омска
Ж/д вокзал Омска

Следующая остановка случилась в Барнауле. Пересаживаться не пришлось (нас просто перецепили), но погулять пару часов по городу мы успели.

В Бийске – нашем конечном пункте в железнодорожных переездах – нас ждал транспорт: микроавтобус для группы и грузовичок для вещей. Часть пути мы ехали по знаменитому Чуйскому тракту. Красиво, как и говорят.

Доверившись перевозчику, в магазин заезжали не в городе, а на трассе, о чём сразу же пожалели. Товары там оказались дороже, ассортимент скуднее, а что-то (картошку и морковку) купить не удалось вовсе.

На точку старта мы приехали уже затемно, поэтому не заморачивались в поиске лучшего места для лагеря. Кинули палатки среди высокой травы, не отходя от моста через реку Кумир, поужинали и легли спать. Утром обнаружили туристическую площадку чуть ниже)).

-5

Первые неудачи

Утро перед началом сплава получилось традиционным: после завтрака парни собирали катамараны (в этот раз их было три), а девчонки вещи.

Пока мы утрясли все организационные моменты и расселись по местам, начался дождь. Течение Кумира оказалось достаточно быстрым, шли мы бодро и даже не заметили, как оказались на Чарыше.

-7

Река не давала соскучиться, во-первых, разнообразием видов, во-вторых, своей динамичностью. Небольшие пороги шли один за другим, часто приходилось увиливать от крупных камней, на один из которых и наткнулись два катамарана из трёх. Каждый пробил по баллону, а я от столкновения с валуном свалилась в воду, намочив телефон. Надо отдать ему должное – продержался он аккурат до конца сплава (не считая пары дней затупов), а потом пошёл в ремонт.

-8

Всего лишь после 18 км пути нам пришлось сделать вынужденную днёвку. Положенный километраж (в среднем по 35 км в день) мы не прошли, но выбора не было. Место оказалось так себе – лагерь ставили среди зарослей малины (с уже поспевшими ягодами) и высоченной травы. Дальше начинались скошенные луга и подъём вверх.

Фотографий с той днёвки у меня практически не осталось по понятным причинам). Мы латали наши судна, купались, загорали и гуляли по окрестностям. Погода выдалась великолепной. Даже пришлось натянуть тент, дабы не сгореть у реки под щедрым солнышком.

Из загадочно-примечательного: с этого дня начали по очереди заболевать исключительно гермесовцы-парни.

Лучшая стоянка сплава как вознаграждение

Второй сплавной день также не обошёлся без весёлых препятствий, приправленных особенным очарованием Алтая. С каждым поворотом Чарыша открывались поразительные горные пейзажи и скальные обнажения, начали появляться дома отдыха и глэмпинги. В этот день мы нагоняли упущенное время и прошли 43 км.

-10

Несмотря на то, что туристических групп мы не встречали (только местных рыбаков), чувство близости цивилизации не покидало. То пастуха встретишь, то стадо коров, то мост через речку, а то и звук дороги, тракторов и косилки.

На фото видна дорога
На фото видна дорога

Ближе к вечеру мы нашли чудную и, пожалуй, единственную в этом сплаве, оформленную стоянку в сосновом лесу с костровищами и местами для сидения, хорошим заходом в воду неподалёку и шикарным видом.

Всей душой люблю такие днёвки. Когда лагерь разбит в красивом месте, когда тепло и солнечно, когда есть время на прогулки, постирушки и купание, когда все участвуют в установке бани и готовят вкусняшки.

В этот раз было решено сделать походную пиццу. Впервые на сплаве. В ход пошли найденные в лесу маслята и личные запасы сушеного мяса, сыра и колбасы. Получилось много и очень вкусно! И самое главное – такое точно запомнится на всю жизнь.

В тот же день мы организовали баньку. Парная на сплаве – процесс долгий. Сначала нужно собрать много дров, потом сложить большую каменную печь и несколько часов её растапливать, сделать деревянный каркас и натянуть на него банную палатку. Чтобы не было дыма, важно вытащить все угли из печки. В этот раз пришлось ещё спасать баню от дождя – камни уже пару часов нагревались, но каркас ещё не был готов.

После парных процедур с заходом в ледяную реку чувствуешь себя будто заново рождённым. А если ещё веники пустить в дело да эфирные масла... Думаю, это непередаваемое ощущение знакомо всем любителям попариться). Вечер провели за разговорами и распитием травяного чая.

Непогода и заход в село за продуктами

Самое неприятное на сплаве – собирать лагерь под дождём. Ещё хуже, если он периодически поливает как из ведра, что и произошло в третий сплавной день. Случались и просветы, но без солнца.

Дождевик - ещё одна обязательная вещь на сплаве
Дождевик - ещё одна обязательная вещь на сплаве

Река стала глубже и спокойнее, по идее наслаждаться бы видами, но в тот день это удавалось с трудом. Особенно, когда перед посёлком Красный Партизан нас встретил ветер такой силы, что мы не только не могли сдвинуться с места, но и стали возвращаться вверх по течению. У меня с головы постоянно слетала кепка и капюшон от дождевика, а вода заливалась за шиворот и застилала глаза.

Кое-как справившись со стихией, мы приплыли к селу Чарышское, куда планировали зайти в магазин за недостающими продуктами. Не успели мы сойти на берег, как начался сильнейший ливень. Ребятам, которые остались сторожить катамараны, повезло меньше всех.

Стоянку устроили в пяти километрах от села. Первым делом кинулись натягивать тент и разжигать костёр (в такие моменты очень помогает горелка-пистолет), а уже потом ставить палатку и переодеваться. Помню, было очень приятно надеть флисочку и наконец просто сидеть перед костром, обсуждая книги и фильмы). Ужинали также под непрекращающимся дождём, который утих только ночью.

Проснулись вот в такой атмосфере:

Следующий день мы отвели сушке вещей, отдыху (кое-кто спал до обеда) и непродолжительным прогулкам.

Пещера неандертальцев и последние горные вылазки

Четвертый сплавной день запомнился солнечной и ветреной погодой. Наконец-то можно было спокойно плыть и глазеть по сторонам. Серость сменилась на контрастный пейзаж с синей дорожкой реки, зелёными лугами и красивыми скалами. Иногда среди всего этого великолепия прогуливались коровы. Как из рекламы Милки).

В этот день руководитель запланировал посещение Чагырской пещеры, где была обнаружена самая большая коллекция материала из одной пещеры –
фрагменты костей и каменных орудий неандертальцев. Её вход находится довольно высоко, поэтому подъём оборудован деревянной и уже аварийной лестницей.

Пещера оказалась небольшой, с несколькими летучими мышами внутри и со следами былых раскопок. Обзор оттуда открывается замечательный. Жаль, экспонатов нет).

Последняя наша днёвка прошла в месте, удачном с точки зрения радиалок: в этот раз нам были доступны сразу две абсолютно разные вершины. Да, не такие впечатляющие по высоте, но с хорошим обзором и несложным подъёмом.

Возвращаясь со второй радиалки, набрели на «расщелину», звериную тропу и крапивные заросли выше человеческого роста. Никуда без приключений!

Вечер выдался душевным и одновременно грустным, ведь наш сплав подходил к концу.

-25

Последний день сплава

До точки финиша оставалось 25 км. Не помню, почему, но с того дня у меня осталась всего одна фотография. То ли телефон опять «тормозил», то ли уже было лень снимать). К тому же, весь день снова был хмурым и неприветливым.

За 2,5 км от села Маралиха расположился памятник природы «Разрез ордовика и нижнего силура», который будет интересен любителям палеонтологии. Только планируйте заход заранее (поворот туда достаточно резкий) и предупреждайте остальных членов группы, чтобы не получилось, как у нас... Мы даже не сразу поняли, зачем первый катамаран туда свернул, пришлось активно выгребать. Правда, экипаж нашего судна так и не сошёл на тот чумазый берег. Зато успели перекусить и утопить ложку).

Финиш у села Маралиха
Финиш у села Маралиха

Ближе к вечеру мы добрались до конечного пункта сплава. Расстроили кучи мусора на берегу реки, явно оставленные местными жителями. Опять пошёл дождь.

Выехали мы раньше задуманного времени и передвигались, к сожалению, уже не по Чуйскому тракту. В Бийск приехали на следующий день, в три утра. Ночевали на вокзале: меньшинству удалось снять комнату, остальные спали в зале ожидания (предварительно посетив сауну).

Какие-то злодеи разделили лавки подлокотниками - никак не лечь
Какие-то злодеи разделили лавки подлокотниками - никак не лечь

Утром мы пошли по столовым, сувенирным и продуктовым магазинам. Также несколько человек посетило Краеведческий музей, в том числе, мы с Ильёй. Однозначная рекомендация! Ещё больше вдохновитесь на исследование Алтая. Кстати, наш сплав начался в Республике, а закончился в крае).

Маршрут сплава: Усть-Кумир – Чарышское – Маралиха; 163 км.

Подробная интерактивная карта:

Яндекс Карты — транспорт, навигация, поиск мест

Видео с нашего путешествия:

Путешествуйте с БОГом! Каждое лето Олег Георгиевич организовывает по два интереснейших сплава, а весной обязательно сплавляется по Дону.

Благодарю за внимание! Буду рада вашим комментариям и подписке. Читайте о наших других сплавах: