Что бы ни происходило, но несколько направлений в РЖД явно стремятся развивать. Посмотрим, что это даст пассажирам.
Вот три основных направления и субъективная оценка того, насколько реально в ближайшее время увидеть результаты на практике.
1. Высокоскоростные поезда
Одним из самых значительных проектов — развитие сети высокоскоростных железных дорог, которая будет соединять крупные города по всей стране и значительно сокращать время в пути. Про то, что это один из приоритетов отрасли, мы писали ещё пять лет назад.
Время от времени официальные лица рассказывают о строительстве вокзала для высокоскоростной магистрали (ВСМ) в районе исторического Рижского вокзала в Москве, о том, по какому маршруту пойдёт ветка в Санкт-Петербург, о том, от каких налогов надо освободить РЖД, чтобы холдинг построил новые пути...
Публикую эскизы возможных будущих поездов ВСМ — вот тут и вот тут есть картинки из разных буклетов и презентаций.
Маршрут обещают то из Москвы в Казань и далее на восток, то в Питер — больше нигде не окупится, то и туда, и туда...
* Будут ли новые картинки в ближайшее время? Я думаю, будут.
* Увидим ли мы запуск первых участков до конца 2023 года, как обещали? Я думаю, нет.
2. Трансполярная магистраль
На картинке несуществующий поезд, сгенерированный нейросетью. Сама магистраль немного более реальна
Железную дорогу от Мурманска до Архангельска, объединяющую все северные территории России, собираются построить ещё с 1928 года (скоро отпразднуем столетие). Проект за это время много раз меняли, какие-то участки запущены и работают, где-то уже много лет заброшенные депо с кладбищем паровозов...
Сейчас проект развивают под названием Северный широтный ход (СШХ, а потом и СШХ-2). Для перевозки грузов нужна бесперебойная железнодорожная ветки с юга Ямало-Ненецкого автономного округа до Дудинки. Помимо новых участков, план включает в себя также и модернизацию существующей инфраструктуры.
Маршрут и стоимость продолжают меняться год от года, за последние десять лет предполагаемый бюджет проекта вырос вдвое и превысил 300 млрд рублей, а протяжённость колеблется в районе 600-720 км.
* Услышим ли в этом году новые цифры и планы относительно СШХ? Да.
* Увидим ли реально запуск новых участков? Не исключено. Но не ради пассажиров, а ради грузов.
3. Развитие пригородного транспорта и интеграция с другими видами транспорта
Эту картинку тоже нарисовала нейросеть Midjourney. Красиво же
Также буквально последние пару-тройку лет много внимания сосредоточено на развитии пригородного и регионального железнодорожного транспорта, чтобы улучшить доступность сети для жителей окраин больших городов и сельской местности.
Это и запуск новых пригородных маршрутов, и модернизация вокзалов, и эксперименты с заменой подвижного состава и услугами на станциях.
Параллельно идёт интеграция железнодорожной сети с другими видами транспорта: маршруты согласуют с автобусными, появляются городские электрички — включённые как в пригородную ж/д сеть, так и в сеть метро, бесшовные пересадки по одному билету (в Москве уже есть) и др.
* Увидим ли новые маршруты внутри регионов в этом году? Да. Если не сменится руководство пассажирского департамента РЖД — персонально от них в этом плане зависит почти всё.
* Хорошо ли это? Безусловно, да.
Но всё же. А вы как думаете, что будет с железными дорогами России в этом году?