Найти в Дзене
Подписаться

БТР-50 вторая жизнь в СВО

Интернет ресурс Авиа.про опубликовало новость из Твиттера. В этой новости говорилось, что в зоне проведения СВО были замечены еще советский БТР-50. Вернее его последние модификации с закрытой верхней частью.

На снимках не понятно какая модификация находится на танковозах. Возможно это обычный бронетранспортер, а может быть это на его базе КШМ (командно-штабная машина). По своим некоторым характеристикам это не плохой плавающий БТР. Он имеет не плохие мореходные свойства, состоял долгое время на вооружении Морской пехоты СССР.

Машина легендарная, она принимала участие в боях между Израилем и Арабскими странами. Применение этого БТРа приносила успех в боевых операциях. Мало того что этот БТР хорошо плавает, он имеет возможность уверенно передвигаться в болотистой местности. Что позволяет войскам продвигаться в заболоченных лесных и речных массивах.

БТР-50 имеет собственный вес 14,2 тонн, экипаж 2 человека + 20 человек десанта (с закрытой крышей количество уменьшилось). Возможна погрузка и перевозка в том числе в плавь до 2 тонн груза. Это позволяло перевозить 76 или 85 мм полевые пушки, или тяжелые минометы. Правда двигатель мощностью в 240 л.с. позволял разогнаться на земле до 44,5 км/м на плаву до 10 км/ч. Длина корпуса, 7070 мм, Ширина, 3140 мм, Высота, 2030 мм, Клиренс, 370 мм. Бронирование корпуса 10-13 мм защищало десант и экипаж от стрелкового оружия и осколков. Запас хода зависел от дорожных условий и составлял 380-420 на трассе и в воде 80-120 км.

На базе этого БТР было создано ряд машин в том числе КШМ (БТР-50ПУ). В отличие от БТР-50ПК, в правой части лобового верхнего листа корпуса командно-штабной машины была установлена ниша штурмана, имеющая три призменных прибора наблюдения ТНП-Б. У бортовых листов корпуса обзорные лючки отсутствовали, вентиляторы, установленные на них в предыдущих моделях, были перенесены на крышу штабного отделения, его задняя стенка выполнялась без откидного листа сплошной. В походном положении на ней крепилась телескопическая антенна. На крыше штабного отделения размещалась вращающаяся башенка кругового обзора, оснащенная прибором ТПКУ-2Б. Два посадочных люка имеющих откидные крышками и иллюминатор, закрывавшийся броневой крышкой, располагались за башенкой. Иллюминатор давал возможность работать в машине днем без использования искусственного освещения.

КШМ БТР-50ПУ
КШМ БТР-50ПУ

В штабном отделении командно-штабной машины находился узел связи, который включал в себя комплекс проводных, радио- и радиорелейных средств. В состав входили радиостанции Р-112, -113, -105 или -105У, двухканальная радиорелейная телефонная станция Р-403БМ, радиоприемник Р-311, телефонный полевой коммутатор П-193А рассчитанный на 10 номеров, 4 аппарата, 4 катушки длиной 600 метров двухпроводного кабеля. Внутренняя связь между членами экипажа БТР-50ПУ осуществлялась через два переговорного устройства Р-120. Машина оснащалась навигационной аппаратурой – датчиком курса (гирокурсоуказатель КМ-2), курсопрокладчик КП-2М1 и датчик пути ДП. Для обеспечения работы навигационной аппаратуры и радиостанций машина оснащалась 4 аккумуляторными батареями 6-СТЭН-140М (на БТР-50ПК их было две), переносным бензоэлектрическим зарядным агрегатом АБ-1-П/30, 5-ю запасными аккумуляторными батареями 2-НКН-24 а также различными вспомогательными электроприборами. Командно-штабной машины БТР-50ПУ оборудовалась фильтровентиляционной установкой, автоматической системой ППО, термодымовой аппаратурой и отопительной системой штабного отделения. В штабном отделении в средней части имелся раздвижной стол, на котором работали с картами. Вместимость командно-штабной машины – 9 человек.

КШМ БТР-50 ПУМ
КШМ БТР-50 ПУМ



Впоследствии БТР-50ПУ неоднократно модернизировали. В основном это делалось за счет изменения состав оборудования. Это привело к появлению БТР-50ПУМ и БТР-50ПУМ1. Последнюю в 1972 году приняли на вооружение.

МТП на базе БТР-50П
МТП на базе БТР-50П

Часть БТР-50П в 1970 годах была переоборудована в машины техпомощи МТП, которые являлись подвижным средством тех. обеспечения мотострелковых подразделений, на вооружении которых имелись БМП-1. БТР-50П при переоборудовании вместо открытого десантного отделения было создано производственное отделение, имеющее бронированную крышу, причем высота давала возможность проводить работы стоя. Производственное отделение предназначалось для установки оборудования, приспособлений, инструментов и принадлежностей для эвакуации, обслуживания и ремонта БМП-1. Боевая машина пехоты оснащалась двигателем В-6ПГ и генератором Г-74. Кроме того имелся подогрев картера. Для установки и снятия узлов и установки при обслуживании и ремонте БМП-1 машина техпомощи МТП оснащалась кран-стрелой, элементы которой в походном положении укладывались снаружи.

Жизнь этого легендарного БТР закончилась в армии по нескольким причинам. Низкая скорость на марше уже не давала возможности держать высокий темп движения смешанных колон с новыми танками типа Т-64 или Т-72. Хотя и более ранние Т-62 уже обгоняли эти машины. Так же была изменена концепция развития мотострелковых войск. В мотострелковые части стали поступать плавающие машины БТР-60, БМП-1. По своим характеристикам подвижности они не уступали и даже обгоняли эту машину. Тем более вооружение новых машин было намного мощнее, чем на БТР-50.

Возможно в войсках понадобились другие его способности. Хорошая плавучесть, проходимость и грузоподъемность. Возможно его хотят использовать как транспортер переднего края. Скоро весна, грунт станет вязким. А этот БТР будет способен под прикрытием своей брони доставить через поля боеприпасы штурмовым отрядам. Там где колесная техника не пройдет, проползет этот БТР.

По теме:

Снарядная глупость западных СМИ
О главных событиях с дивана8 февраля 2023