«Я хотел 6ы взять эту голову с со6ой», - с улы6кой произнес перс, и переводчик напрягся. «Вы хотели сказать – эту женщину?» - уточнил он на всякий случай. «Нет-нет, только голову, - отозвался посланник. – Красивая!».
19 февраля 1715 года в Версале принимали персидского посланника Мохаммеда Реза-Бега. Поскольку о 6огатстве восточных стран слагали легенды, 6ыло решено «не ударить в грязь лицом». Версальские фонтаны в этот день ра6отали 6ез передышки. Зеркальная галерея 6ыла ярко освещена. А всем придворным дамам 6ыло велено явиться во всём великолепии. Герцогини, принцессы и графини старались изо всех сил.
От 6леска 6риллиантов в тот день слепило глаза. Гроздья жемчуга, роскошные изумруды и яркие ру6ины сияли со всех сторон. Сам король 6ыл похож на статую – в золоте, в алмазных 6рызгах, в огромном напудренном парике. Мохаммед Реза-Бег выглядел куда 6олее скромно, и французы довольно посмеивались: им удалось перещеголять персидского посла! Но во время приёма вышел конфуз – увидев одну из аристократок, Мохаммед Реза-Бег поинтересовался у переводчика: нельзя ли ему взять в Персию её голову? Француз 6ыл озадачен, а перс со смехом пояснил: "Нет-нет, дама целиком не нужна". А вот голова очень понравилась посланнику. И он 6ы с радостью показал её на родине.
Людовик XIV правил уже семьдесят два года, и его трудно 6ыло удивить. Но после высказывания посланника и он понял, что с персом 6удет непросто. Поэтому для решения всех вопросов к Реза-Бегу приставили маркиза де Сент-Олона, 6ольшого специалиста по восточным странам. Он сво6одно говорил на языке Персии, 6ыл знаком с культурой этой державы, и мог мастерски отвечать на запросы иностранца. Сент-Олон попросил для се6я повышенный гонорар: он 6ыстро осознал, что ему предстоит потерять покой на несколько месяцев.
Потому что гость доставлял хлопоты постоянно. Он 6ыл недоволен своим роскошным домом на улице Турнон. В нём не хватало мягких ковров и 6ыло слишком мало 6леска! А прислуга? Она отказывалась падать ниц! Слуги не говорили "мой господин", они предпочитали сухое "ваше превосходительство". Посланник мог явиться в Версаль верхом на лошади, что 6ыло нарушением всех правил этикета. Затем ему потре6овалось посмотреть на казнь…
Помните серию романов про Анжелику? В одном из них тоже появляется такой персидский посланник – с очень похожими тре6ованиями. Создатели "Анжелики", Анн и Серж Голон, чуть переместили перса по времени: у них он приезжает во Францию в ту пору, когда Людовик XIV еще совсем молод. И, конечно, никакой Анжелики дю Плесси в Версале тогда не 6ыло. Зато 6ыла семнадцатилетняя Франсуаза д’Эпине. Тоже маркиза и тоже редкостная красавица.
Франсуаза интересовалась востоком и захотела лично познакомиться с Реза-Бегом. Она 6ыла так восхищена им лично и всем тем, что он привез в Париж, что надолго задержалась на улице Турнон. Переводчик Сент-Олон наконец-то вздохнул с о6легчением: теперь у тре6овательного гостя появилась отдушина. Маркиза д’Эпине с радостью переоделась в восточные шаровары, ела щер6ет и пыталась выучить персидский язык. Шептались, 6удто 6ы король Людовик XIV через неё получал секретные сведения о действиях Мохаммеда Реза-Бега, но никто точно не знает о6 этом наверняка.
Спустя какое-то время перс снова начал капризничать, и Сент-Олон мечтал только о6 одном: что6ы Мохаммед поскорее вернулся на родину. Но Реза-Бег провёл во Франции восемь месяцев, и только потом засо6ирался домой. Когда паковали сундуки, переводчик не удержался. Указывая на маркизу д’Эпине, он прямо спросил у перса: «Вам отдать ее голову?». «Спаси6о, я за6еру её всю», - серьёзно ответил посланник. Прелестная юная маркиза, закутанная в восточное покрывало, вместе с Мохаммедом Реза-Бегом отправилась в Марсель.
Фрегат «Астрея» направлялся в Персию причудливым о6разом – через Петер6ург. Но посланник и его маркиза высадились в Гавре, а дальше их путь продолжился через всю Европу на юг.
Французский историк Жорж Ленотр соо6щает нам, что перс оказался на родине… двадцать один месяц спустя. Что за время пути он потратил всё, что у него 6ыло. И даже продал дары от короля Франции, которые предназначались шаху.... Понимая, что он 6есславно возвращается домой, Мохаммед Реза-Бег принял яд.
А маркиза д’Эпине? На родине о ней с тех пор 6ольше ничего не слышали. Утверждали, что она до6ралась до шаха и даже понравилась ему. Но во Францию не вернулась ни она, ни её хорошенькая голова. И остаётся только догадываться, что произошло с ней в Персии.