Шестой закон - держи дистанцию со своей работой.
Когда вы становитесь великаном, вы смотрите издалека на свою работу, потом на натурщика. Когда вы становитесь муравьем, вы подходите очень близко к вашей работе и смотрите на нее, потом подходите близко к натурщику и долго, внимательно всматриваетесь в него. По принципу хищника. Важно соблюдать эти дистанции. Если вы вглядываетесь во что-то более трех секунд, то мозг начинает автоматически разбивать объект на составляющие, следить, как и куда идут волосы, брови, нос. Поэтому на натуру обязательно надо смотреть не менее трех секунд, если вы действительно хотите что-то увидеть.
Седьмой закон — корректируй и улучшай.
Самый ценный опыт человек получает тогда, когда он исправляет ошибки. Помните о том, что любая скульптура, любой портрет — это одна большая ошибка. Первое, что вы делаете, — разбиваете ошибку на лицевой модуль, на черепную коробку, на шею — на три ошибки поменьше. Потом начинаете дробить на еще более мелкие ошибки. И так далее. Путем исправлений и коррекции вы приходите к портрету.
Не нужно бояться исправлений. Всегда смотрите на свой портрет так: могу ли я сделать что-то еще лучше?
Восьмой закон — отбрось всю суету и переживание.
Злейшие враги художника — это суета и переживание. Вы делаете одно, а думаете о другом и переживаете за результат, забывая о процессе. Важно отбросить суету и всецело заняться чем-то одним. Это возможно, это реально, и это очень важно. Меньше действий, но лучше и качественнее. Вы должны работать на качество процесса, а не на результат. Качественный процесс рождает качественный результат. Сосредоточьтесь на том, как вы подходите и отходите, как смотрите на натуру, на свою работу, что делают ваши руки при этом. Вы не будете суетиться и переживать. Вы будете внутри процесса.
Девятый закон — не пускай руки впереди головы.
Часто художники просто наблюдают за тем, как их руки живут своей жизнью. Но ваши руки должны быть вашими слугами, а не хозяевами! Они должны делать то, что им велит мозг. Чем больше вы работаете головой, тем меньше вы работаете руками. Чем меньше работают ваши руки, тем больше работает ваша голова. Чем медленнее вы работаете, тем лучше. К скульптуре всегда нужно подходить исподволь и не спеша. Не суетитесь. Вы должны быть неподвижными, как статуя, и внимательно смотреть на свою работу прежде, чем что-то сделать. Так работали все великие мастера.
Эти девять законов, (остальные пять в предыдущих статьях) связанные воедино и применяемые последовательно, приводят к мощнейшим эволюциям в работе с натурой. К глубокому пониманию того, как просто рождаются самые сложные на первый взгляд вещи. Как портреты начинают жить, проявляясь из бесформенного куска глины. Но это происходит постепенно, не сразу.
В основе любого явления лежит своя волшебная механика, с которой можно и нужно подружиться. Если вы будете следовать этим рекомендациям и сделаете несколько простых действий частью повседневной практики, то результаты не заставят себя ждать.