Сегодня, 25 февраля 2023 года, фестиваль документальных фильмов на тему СВО под названием "Время героев" набрал, что называется, обороты. С десяток кинокартин (если не больше) были представлены на суд публике. Лично я присутствовала на премьерном показе документального фильма военкора Семёна Пегова "Красный ноябрь". После фильма было организовано публичное обсуждение данной киноработы с участием самого Семёна Пегова (правда, по видеосвязи), а также продюсера проекта WarGonzo Дмитрия Селезнёва.
Далее, как обычно, нарушая все возможные принципы репортажа, я буду говорить и о фильме, и об авторе, и своих размышлениях на тему этого всего. В общем, полные нарушения какие-то получаются, и ни одного правила. Но сейчас время такое, военное - правила и нарушения часто меняются местами.
Фильм Семёна Пегова "Красный ноябрь" - это действительно, как его назвали сами авторы, фильм-эксперимент. Фильм, в котором кадры с фронта и из Донецка перемежаются стихотворно-музыкальными вставками. Семён читает стихи собственного сочинения, а ему при этом аккомпанируют саксофонист Сергей Головня и балалаечник, имени которого я, к сожалению, не запомнила. И всё это - на фоне взрывов, прямо на фронте, среди руин и ужаса боевых действий.
Иногда в этих музыкальных вставках принимают участие солдаты, иногда ребята втроём делают своё искусство прямо посреди разрушений и страха.
Удивительный момент. Солдаты (ну из песни-то слов не выкинешь, тем более что на фронте иначе и нельзя подчас) много матерятся - но при этом внимательно, с пониманием слушают достаточно сложные стихи Пегова: про Иуду Искариота, про "густой ампир ясиноватства"; про то, как "один Господь, простой и нищий, переключает наш регистр". И солдатам, мне кажется, смысл этих строк порой понятнее, чем в иных случаях нам, зрителям, из уютного кинозала в центре Москвы.
Вот о чём я ещё думала во время просмотра этого необычного пеговского фильма. Очень многие из "уехавшей оппозиционной интеллигенции" (по большей части, самопровозглашённой, как оказалось на поверку) сетовали, что, мол, только они были "творцами изящных форм" в России. А теперь - что? Примитив, сермяжничество, посконность... Это же об этом пыталась сказать иноагент Ларина, ругая на чём свет стоИт патриотизм. А вот жизнь-то опровергает слова Ксении (в миру - Оксаны) Лариной (в миру - Баршевой). Потому что форма фильма Пегова - она более чем изящная. И стихи у него самые что ни на есть мандельштамовские. Ну понятное дело, что иноагентка Ларина не признает этого никогда публично. Но тут уж публика в её признаниях и не нуждается. Потому что в реальности получается, что никакое искусство от нас не уехало ни с кем из уехавших. А уехали только отдельные физлица. Ну и, как говорится, скатертью им дорога.
Семён Пегов, как мне кажется, должен обязательно выступать перед нашей молодёжью, перед нашими школьниками. К вопросу о тех же "Разговорах о важном", да и не только о них. Во-первых, Семён сам ещё молод. Во-вторых, он талантлив - и при этом невероятно открыт для общения. Ему можно задать любой вопрос - и получить на него искренний, без всякого хамства в стиле киркоровщины, ответ.
Может быть, поэтому (не только, но и поэтому ТОЖЕ) общение со зрителями после просмотра фильма было не менее интересным, чем сам фильм. Кстати, о зрителях. Их было много (что не может не радовать), и среди них были очень интересные, знаковые люди. К примеру, в зале присутствовала дочь погибшей несколько месяцев назад Ольги Кочуры (позывной "Корса"). Гибель Корсы я переживала очень лично. Дочь Елена - что не может не радовать - активно участвует в СВО, помогает ребятам, посещает разные патриотические мероприятия. Вот уж действительно мать для неё - это "высший суд", и дочери уж "нельзя ни солгать, ни обмануть, ни с пути свернуть". Опять же, для себя я отметила, что если родители чем-то и могут повлиять на своих детей, то, наверное, только собственными поступками. Особенно такими поступками, которые им дорого обходятся. Вот уж где не обманешь с приоритетами...
Много спрашивали Семёна Пегова и о том, как СВО изменила его лично. Семён искренне отвечал, что любая большая война (а сейчас мы видим именно это) меняет людей необратимо. Даже если они этого не замечают, не осознают. Я бы добавила, она их меняет даже тогда, когда они этого НЕ признаЮт. И непонятно, какой путь ждёт каждого из нас. Возможно, "остаётся лишь тот, кто не ждёт от небес зарплаты" (это строка из стихотворения Пегова).
... Время для общения зала с Семёном Пеговым подходило к концу, а люди шли и шли, задавали и задавали вопросы. Вопросы очень разные - но все одинаково глубокие, болезненные, мучительные. Говорили и про то, что чиновники от культуры у нас сейчас не те, кто должен бы быть (с чем я согласна). Говорили об этом открыто, без купюр (если кто-то вдруг захочет вспомнить, что RT - организатор фестиваля - исключительно прокремлёвский канал). Говорили и о том, что на культурном фронте у наших противников дела идут лучше, чем у нас. Я, правда, поспорила бы с этим. Дела с пиаром, может, у них и пободрее идут, картинки краше - но, в моём понимании, всё это мало имеет отношения к культуре. Потому что культура - это не про разрушение личности. Не про ненависть. Не про отрицание. А ведь именно это сейчас и насаждается там, за ленточкой. Именно поэтому я бы не стала называть то, что там у них происходит, культурными процессами. Иначе мы неминуемо должны будем и геббельсовскую пропаганду причислить к культурным явлениям. Но однако же эти темы Семён Пегов тоже затрагивал, говоря о том, что больше, больше надо рассказывать про СВО и про наших ребят. С чем трудно поспорить.
Порадовало, что на показе фильма было много молодых парней и девушек. Многие задавали вопросы, высказывались, выдвигали интересные предложения. Лично мне было очень приятно за всем этим наблюдать.
Ведь в общем-то всё происходящее - ради них, подрастающего поколения. Ради того, чтобы они жили с другим сознанием, с другим осознанием себя. Чтобы они сохранили страну, которую мы до этого чуть не потеряли всем миром.
А Семён Пегов - молодец. Он бодр и весел (несмотря на ранение), полон творческих планов. И слава Богу. Ведь хорошие журналисты очень важны. Как сказал один из героев фильма, оружие журналистов - это слово. А слово стреляет дальше выстрелов...