Найти тему
Military Wolf

Самолеты Сухого. Авиация Советского Союза после военного периода.

Оглавление

Продолжение статьи «Авиация Советского Союза после военного периода. Самолеты МиГ». Краткий исторический экскурс о серийных самолетах ОКБ «Сухого»

Су-7 (по класс. НАТО «Fitter» с англ. Монтажник)

Надежный штурмовик со стреловидным крылом для непосредственной поддержки наземных войск, был разработан ОКБ Сухого и запущен в производство в 1958 году. Отличался очень высоким расходом топлива на форсажном режиме, что обеспечивало продолжительность тяги менее восьми минут. Для решения этой проблемы, под фюзеляж самолета на пилоны крепили дополнительные подвесные топливные баки, в результате чего самолету приходилось полагаться только на свою 30-мм пушку.

К началу 1960-х годов основным вариантом был Су-7БКЛ, который имел основное колесно-лыжное шасси, управляемую переднюю стойку с колесом низкого давления и выполнение разбега с включенным форсажем - это давало самолету возможность взлетать с неровных взлетно-посадочных полос с максимальным весом.

Усовершенствованные Су-7БМ и Су-7БМК были оснащены четырьмя подкрыльевыми пилонами, что позволяло нести два топливных бака с максимальной боевой нагрузкой. Скорость самолета составляла 1 700 км/ч или 1,6 Маха, а боевой радиус - 386 км. Было построено около 3000 ед. Су-7, которые стояли на вооружении девятнадцати стран мира и принимали участие в многочисленных боевых действиях.

Су-15 («Flagon» - Графин)

Наряду со стреловидной конструкцией опытного истребителя С-1, который привел к созданию Су-7, ОКБ «Сухого» также разработал экспериментальный истребитель-перехватчик Т-3 с треугольным крылом, который привел к созданию перехватчика Су-9, вооруженного примитивными ракетами «воздух-воздух» К-5. Дальнейшая работа над усовершенствованиями привела к появлению Су-11, главным отличием которого стало установка носовой РЛС РП-11 и вооружение новыми управляемыми ракетами К-8М с ГСН.

Су-15 с ракетой Р-98МР / Источник https://clck.ru/33dLQ8
Су-15 с ракетой Р-98МР / Источник https://clck.ru/33dLQ8
Су-15 был основным элементом ПВО СССР во период «холодной войны». В 1983 году Су-15 сбил Боинг-747 Корейских авиалиний, который залетел в советское воздушное пространство, в результате чего погибли все 246 пассажиров и 23 члена экипажа.

По указанию Хрущёва запрещалась разработка новых типов самолётов, допускалась только модернизация существующих, поэтому в 1962 году на базе Су-11 был создан опытный проект всепогодного перехватчика с двумя двигателями и новым радаром получившем обозначение Су-15.

Самолет впервые показали широкой публике в 1967 году и приняли на вооружение советских войск ПВО. Более поздние версии привели к появлению модификаций Су-15Т и Су-15ТМ с улучшенными РЛС.

Су-15ТМ (Flagon-F) самая совершенная модификация развивала скорость 2 660 км/ч или 2,5 Маха при боевом радиусе 725 км. Очень высокая скорость при взлете и посадки означала, что самолет приходилось эксплуатировать с длинных взлетно-посадочных полос с твердым покрытием, поэтому его использовали в войсках противовоздушной обороны. Штатное вооружение состояло из двух управляемая ракета «воздух-воздух» Р-8 средней дальности, с полуактивной или инфракрасной ГСН К середине 1980-х годов на вооружении находилось около 700 самолетов, но многие из них были переоборудованы в МиГ-23МФ.

Су-17/20/22 «Fitter-С»

Ключевой особенностью этого самолета были крылья с изменяемой геометрией, которые впервые были реализованы на советском самолете. В 1967 году был продемонстрирован первый прототип С-22И, на Западе не восприняли эту машину, посчитав за показуху. Тем не менее серийному образцу Су-17М дали зеленый свет. Он поступил на вооружение в начале 1970-х годов как штурмовик для обеспечения боевой поддержки сухопутным войскам, способный нести вдвое большую боевую нагрузку, чем ранний Су-7, и в целом имел лучшие летные характеристики. В НАТО эту модель окрестили «Fitter-C», а упрощенная версия, известная как Су-20 и Су-22, широко экспортировалась.

К середине 1970-х годов появился ряд усовершенствованных версий от Су-17УМ (Fitter-E) до Су-22М (Fitter-J). Этот самолет развивал скорость на высоте около 2 Маха (2 200 км/ч), а боевой радиус составлял около 1 500 км. Вооружение включало две 30-мм пушки с обеих сторон в корневой части крыла и 9 узлов подвески для вооружения, включая 6 подкрыльевых и 3 подфюзеляжных, на которых крепились ракеты "воздух-поверхность" Х-66 с дальностью порядка 10 км, предназначалась для уничтожения наземных или морских объектов.

Су-24 («Fencer» - Фехтовальщик)

Су-24 разрабатывался как дальний всепогодный тактический бомбардировщик, который похож на американский F-111, хотя советский самолет обладал гораздо большими возможностями и мог выполнять задачи фронтового бомбардировщика. Для выполнения ударных задач он мог нести до 25 различных типов вооружения, включая: ракеты «воздух-воздух», «воздух-земля», неуправляемые ракеты и бомбы многих видов. Поступивший на вооружение советской фронтовой авиации в 1974 году, он был способен пролететь с боевой нагрузкой 1 400 км на скорости 2 100 км/ч, тем самым достигнув Шотландии.

Су-24 ВВС РФ на авиабазе Латакия / Источник https://clck.ru/33dLTF
Су-24 ВВС РФ на авиабазе Латакия / Источник https://clck.ru/33dLTF

Вариант тактического бомбардировщика Су-24М, появившийся в конце 1970-х годов, включал в себя передовую авионику, новую прицельно-навигационную систему и системы защиты и электронной борьбы. Он стал основным тактическим ударным самолетом советских ВВС. Было по крайней мере восемь модификаций, но Су-24МК считался окончательным экспортным вариантом. В начале 1980-х годов, в разгар «холодной войны», в ГДР дислоцировались два полка Су-24, готовые нанести удары по складам снабжения НАТО в Великобритании.

Су-25 («Frogfoot» - Лягушачья лапа)

К началу 1980-х годов одноместный штурмовик Су-25, оказывал поддержку советским войскам в Афганистане, где он оказался трудной мишенью для афганских зенитчиков. Первый прототип Су-25 (ранее именуемый как Т-8) впервые поднялся в воздух в 1975 году, испытательные полеты проводились аж до 1980 года. Су-25 был не только меньше по габаритам американского аналога A-10 «Бородавочник», а также имел меньшую тягу и, по оценкам специалистов, нес меньше боеприпасов.

https://clck.ru/33dLTw
https://clck.ru/33dLTw

Тем не менее, самолет вооружен штатной 30-мм двуствольной пушкой под центральной частью фюзеляжа и имеет 10 точек крепления для ракетно-бомбового вооружения. 23-мм пушка могла также размещаться в специальных контейнерах под крыльями. С каждой стороны крыла имеется пять пилонов для подвески вооружения. Восемь из них сменные, для комбинирования различного бомбового и ракетного вооружения. Ракеты класса "воздух-воздух" Р-60 крепятся к двум авиационным пусковым устройствам АПУ-60, установленных под крылом с обеих сторон. Максимальная скорость составляла около 880 км/ч, а дальность полета - 550 км.

Су-27 «Flanker»

Знания, полученные при создании тактических истребителей третьего поколения, таких как Су-15, Су-17, МиГ-23, F-5E, F-4, F-111 и Mirage F.1, привели конструкторов к выводу, что истребитель четвертого поколения должен быть предназначен для выполнения определенной задачи, в отличие от предыдущих поколений, которые пытались выполнять различные роли на поле боя.

https://clck.ru/33dLVz
https://clck.ru/33dLVz

В 1969 году началась работа над проектом, результатом которого должен был стать истребитель-перехватчик Су-27, очень похожий на американские F-15 и F-18. В начале 1970-х годов также начались работы над возможным вариантом самолета авианосного базирования. Однако серийное производство Су-27 началось только во второй половине 1980-х годов. Аналогичным образом, первый корабельный Су-33 (ранее известный как Су-27К) был закончен только в 1987 году.

Взлет Су-33 с борта корабля «Адмирал Кузнецов» / Источник https://clck.ru/33dLXe
Взлет Су-33 с борта корабля «Адмирал Кузнецов» / Источник https://clck.ru/33dLXe

Первые детальные фотографии Су-27, вооруженного ракетами, были сделаны над Баренцевым морем осенью 1987 года, когда «сушка» ринулась на перехват самолета морской разведки Orion P-3 Orion ВВС Норвегии. Когда истребитель подходил к левому флангу, капитан «Ориона» старший лейтенант Ян Сальвесен снизил скорость, выпустил шасси, и переместился так, чтобы расположить свой самолет прямо над Су-27, однако он не знал о возможностях советского самолета на малых скоростях. За штурвалом истребителя находился летчик Василий Цымбал, который также замедлился, чтобы сохранить строй, норвежский экипаж ненадолго потерял его из виду.

Су-27 с полной загрузкой ракет Р-27Т и Р-27ЭР / Источник https://clck.ru/33dLZY
Су-27 с полной загрузкой ракет Р-27Т и Р-27ЭР / Источник https://clck.ru/33dLZY

Пытаясь по лучше рассмотреть «Орион», Цымбал маневрировал истребителем в опасной близости от него, и левый киль коснулся четвертого винта «Ориона». Крышка диэлектрического киля сразу же разрушилась вместе с винтом, и его фрагменты пробили обшивку фюзеляжа, вызвав декомпрессию.

Столкновение Су-27 с P-3 / https://clck.ru/33dLap
Столкновение Су-27 с P-3 / https://clck.ru/33dLap

Поврежденный винт вызвал сильную вибрацию, вынудившую экипаж выключить двигатель. В некоторых источниках говорится, что Цымбал был недоволен и разместил свой Су-27 впереди Р-3, выливая топливо на его фюзеляж! Так или иначе, оба самолета вернулись домой и благополучно приземлились на своих базах.