Найти в Дзене
Киноа: кино + архитектура

Взять мосты, вокзалы, телефон, телеграф… Про мегасделку вокруг Центрального телеграфа, который тоже ждет своей реновации

«Докушайте, говорю, гражданка. Заплачено»
(М. М. Зощенко «Аристократка») Весной 2023 начинается реновация* Центрального телеграфа на Тверской улице в Москве. Конструктивистское здание было построено в 1927 году по проекту архитектора и инженера Ивана Рерберга (кстати, знаменитый оператор Тарковского Георгий Рерберг — его внучатый племянник, выходец из этой же художественной династии). Концепцию реставрации* разработало британское бюро архитектора Дэвида Чипперфильда, который еще в прошлом году заявил, что все связи с Россией прекращает, все российские проекты завершает — иными словами, послал и наплевал. Однако деньги, как говорится, уплачены, чего добру пропадать зря: российская сторона утерла слюну и продолжила нахваливать проект, который будет реализовывать отечественное бюро APEX. Любопытно, что проектом этой реконструкции* занимается девелопер Vos’hod — компания, которая существует с 2020 года, и Центральный телеграф — это ее первый проект. Каким образом так получилось, что пам
Оглавление

«Докушайте, говорю, гражданка. Заплачено»
(М. М. Зощенко «Аристократка»)

Весной 2023 начинается реновация* Центрального телеграфа на Тверской улице в Москве. Конструктивистское здание было построено в 1927 году по проекту архитектора и инженера Ивана Рерберга (кстати, знаменитый оператор Тарковского Георгий Рерберг — его внучатый племянник, выходец из этой же художественной династии).

Концепцию реставрации* разработало британское бюро архитектора Дэвида Чипперфильда, который еще в прошлом году заявил, что все связи с Россией прекращает, все российские проекты завершает — иными словами, послал и наплевал. Однако деньги, как говорится, уплачены, чего добру пропадать зря: российская сторона утерла слюну и продолжила нахваливать проект, который будет реализовывать отечественное бюро APEX.

Проект реставрации и приспособления Центрального Телеграфа в Москве
Проект реставрации и приспособления Центрального Телеграфа в Москве
Центральный телеграф в 1947 г.
Центральный телеграф в 1947 г.

Любопытно, что проектом этой реконструкции* занимается девелопер Vos’hod — компания, которая существует с 2020 года, и Центральный телеграф — это ее первый проект. Каким образом так получилось, что памятником советской архитектуры, знаковым зданием, аналогов которому в мире практически нет, вдруг занялась контора, которой кроме элитной недвижимости даже и показать нечего?

* Мешанина в терминах «реновация», «реставрация» и «реконструкция» здесь вполне объяснима: во что в итоге выльется проект — заранее сказать невозможно. СМИ рекламно сообщают об исключительно «бережной» реставрации. Но такой же «бережной» по обещаниям была и недавняя реконструкция / реновация / реставрация кинотеатра «Художественный», когда все стены были фактически снесены и выстроены заново. Да и собянинская «реновация» (ей на пятки уже наступает питерско-бегловская) — это полностью дискредитировавшее себя мероприятие, которое ничего хорошего, как правило, не сулит.

Никакого попкорна и чай за 350 руб. Во что превратился старейший кинотеатр Москвы
Киноа: кино + архитектура9 апреля 2021

Фи-девелопер, посредники и потогонка

На сайте застройщика сказано следующее:

«Первым проектом компании Vos’hod станет проект многофункционального назначения. Компания стала fee-девелопером реновации здания «Центрального телеграфа» на Тверской улице в Москве. Для реализации знакового для города проекта Vos’hod привлек институт «Стрелка», который выступает консультантом по выбору архитектора для реновации».

Проект реставрации и приспособления Центрального Телеграфа в Москве
Проект реставрации и приспособления Центрального Телеграфа в Москве

Получается крайне причудливая схема:

  1. девелопер нанимает неких посредников («Стрелка»), которые ищут архитектора;
  2. искали-искали, нашли аж в Великобритании;
  3. да и Чипперфильд — это всего лишь этап: он продает концепцию, от которой потом как бы отказывается;
  4. осуществлять задуманное будет уже российское бюро на месте.
Внутренний двор в 2019. Фото: Евгений Чесноков
Внутренний двор в 2019. Фото: Евгений Чесноков

Впрочем, и Vos’hod — это тоже посредник: термин fee-девелопмент предполагает внешнее управление, реализацию проекта по заказу некого инвестора. Ведь застройщик — не равно собственник: в 2019 году сообщалось, что свою долю в компании «Центральный телеграф» «Ростелеком» продал фирме «O1 Properties» (крупнейший собственник офисной недвижимости класса А в Москве) за 3,5 млрд рублей. Определением цены и сопровождением этой мегасделки в лучших традициях компрадорства занимались такие зарубежные гиганты консалтинга и аудита, как PwC и EY.

После таких манипуляций отечественные архитектурные школы вроде МАРХИ и прочих в принципе можно закрывать, они носят теперь чисто технический, вспомогательный характер. Это примерно как с известными фэшн-брендами: большой кутюрье или дизайнеры поскромнее из Zara придумают свое или украдут у других идею, все красиво нарисуют и, может быть, даже смоделируют; ну а реализовывать все эти наработки будут где-то в Китае, Молдове или Бангладеше силами местных швей за три копейки. Вот для этого отечественные архитекторы и нужны: как те условные молдавские женщины на потогонных фабриках, они являются не более чем исполнителями задумок серьезных дядек-архитекторов из звездных бюро, чьи проекты, как близнецы-братья, один за другим вырастают во всех мировых столицах.

От Москвы до Афин: те же яйца, только в профиль

Имя архитектора Чипперфильда в последнее время все чаще мелькает в новостях:

Дэвид Чипперфильд улыбается: у него все более-менее хорошо с небольшими поправками на ликвидность
Дэвид Чипперфильд улыбается: у него все более-менее хорошо с небольшими поправками на ликвидность

То он заявит, что терпит убытки от несотрудничества с Россией: за год бюро David Chipperfield Architects потеряло £1,2 млн. Кроме того, вызванное СВО подорожание энергии и стройматериалов невыгодно «с точки зрения ценообразования, ликвидности и рисков денежных потоков» (прекрасная для зодчего терминология).

То и вовсе случится скандал, как в Греции: там местные архитекторы столкнулись с похожей на Россию ситуацией, когда сверху буквально назначается некое зарубежное бюро, а они и вовсе остаются без работы.

В центре - здание нынешнего Национального археологического музея в Афинах, построенного во второй половине XIX века по проекту немецких архитекторов Людвига Ланге и Эрнста Циллера. По бокам - характерные гробики Чипперфильда
В центре - здание нынешнего Национального археологического музея в Афинах, построенного во второй половине XIX века по проекту немецких архитекторов Людвига Ланге и Эрнста Циллера. По бокам - характерные гробики Чипперфильда

В условиях конкурса на новое здание Национального археологического музея в Афинах было прямо сказано, что участвовать могут только иностранные фирмы, у которых есть награды и опыт работы с музеями.

Таким образом, занимаясь то тут, то там «реновацией», на которой можно неплохо нагреть карманы, нынешняя греческая власть во главе с правым политиком Кириакосом Мицотакисом даже не спрашивает мнения местных профессионалов, а сразу приглашает специалистов из-за рубежа. В результате из-за невнимания к локальному контексту есть риск того, что громада нового музея скроет из вида рядом стоящее здание XIX века.

Будущие каменные глыбы буквально заслоняют неоклассическое здание
Будущие каменные глыбы буквально заслоняют неоклассическое здание

«Нельзя сделать омлет, не разбив яиц», — так на опасения греческих коллег после презентации проекта нового музея ответил Дэвид Чипперфильд, а ведь его все время приводят в пример именно как тонкого и чуткого реставратора с уникальным опытом работы на объектах ЮНЕСКО.

Что ж, совсем скоро и нам предстоит узнать, сколько яиц будет разбито в центре Москвы при реставрации телеграфа согласно его концепции.