Без преувеличения можно сказать, что зрители шли в кинотеатры «на Миронова». За один год комедию Эльдара Рязанова и Франко Проспери посмотрели пятьдесят миллионов зрителей, и она занимает 39-ю строчку в списке самых кассовых советских фильмов. Картина показывает, как люди теряют свой моральный облик в погоне за золотым тельцом, Как проходили съемки самых опасных эпизодов.
Продюсер восхитился ГУМом
История создания картины весьма примечательна. В 1970 году в процессе создания советско-итальянского фильма Сергея Бондарчука «Ватерлоо» итальянские партнеры задолжали «Мосфильму» приличную сумму денег. И чтобы ее вернуть, нужно было сделать совместный проект с советской киностудией. Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский решили воплотить в жизнь готовый сценарий под названием «Спагетти по-русски», но итальянцы его отклонили и предложили свой сценарий, но Госкино заявило, что итальянцы в нем выглядят весьма жуликовато. В результате многих споров был написан новый сценарий под руководством продюсера Дино Де Лаурентиса. Стоит сказать, что он изначально был скептически настроен и не верил в успех картины.
- Продюсеру вообще не нравился сценарий, - рассказывает участник съемок 76-летний Ефим Абрамов. - Дино сказал, что ему не хватает адреналина - трюков и чувства опасности. Ему понравился только номер с живым львом... После того как продюсер увидел ГУМ, то буквально вдохновился им и дал задание, чтобы эпизод с ним включили в киноленту. Мол, это самый огромный магазин в Европе и он всех удивит.
Лаурентис делал ставки больше на зрелищность, что для Рязанова было нонсенсом. Когда Эльдар Александрович увидел сценарий, то сказал, что ему жаль режиссера, который будет снимать фильм. Судьба, как говорится, решила посмеяться над ним. Госкино буквально надавило на Рязанова. В итоге он сам стал режиссером ленты. И как бы он ни отнекивался, все равно ему пришлось выполнить обязательства перед партнерами. Поэтому были и ГУМ, и лев, и русские матрешки, и умопомрачительные автомобильные трюки, и взрыв бензоколонки.
Чем Аросева заткнула рот итальянцу
Итальянцам все-таки удалось показать свой горячий и неуправляемый нрав: то не выполняли задачи, которые им поставил режиссер, то не могли, а может и не хотели найти требующийся реквизит. Также боялись делать трюки, не могли выговорить свои слова, чтобы зрителям хоть немного было понятно, о чем идет речь. Дошло до того, что в одной из сцен Ольга Аросева не выдержала и заткнула рот своему партнеру полотенцем.
Поскольку Рязанов был требовательным режиссером и дисциплина для него была очень важна, он чуть не объявил бойкот съемочной группе.
Главной звездой фильма стал неподражаемый Андрей Миронов, который самовольно рвался выполнять различные трюки и отвергал помощь дублеров и каскадеров. Одним из самых захватывающих был эпизод, когда актер пролезал по длинной лестнице, которая была прикреплена к пожарной машине. Также бесстрашный артист сам спускался с шестого этажа гостиницы, держась руками за ковер.
- Еще одним впечатляющим эпизодом стала сцена, когда разводили мосты, - продолжает Абрамов. - Правда, в ней участвовал дублер. Но чтобы создать у зрителей иллюзию того, что трюк проделан актером, Миронову пришлось повиснуть над рекой на поднятой части моста, высота которой была практически с 16-этажный дом! У всей съемочной группы буквально замирало сердце.
Лев чуть не разорвал человека на съемках.
Еще один актер, который наделал шуму, был лев по имени Кинг. Зверь жил в семье бакинского архитектора Берберова и обходил-
ся достаточно дорого своим хозяевам. В его рацион входил целый холодильник продуктов: килограммы мяса, десятки яиц и т.д. И чтобы хоть как-то покрыть свои расходы на животное, Берберовы с удовольствием приняли предложение о съемках. Однако Кинг оказался не таким простым...
На съемочной площадке он показал свой - нрав и вел себя в прямом смысле как настоящая звезда. Он не поддавался никаким уговорам ре- жиссера сделать тот или иной трюк, делал только то, что ему заблагорассудится. Доходило до того, что съемочная группа ждала до середины ночи, когда же лев соблаговолит прыгнуть в окно склада матрешек.
Лев не щадил и своих партнеров, иногда даже пытался вонзить когти. Андрей Миронов был в ужасе оттого, что ему предстояло сыграть со зверем целых три дубля. И картина пополнилась запоминающимся кадром, где милиционер поучает льва. Одному итальянскому актеру лев расцарапал спину и чуть не разодрал человека. Парень стал кривляться перед Кингом, лев понял, что он просто хочет с ним поиграть, и повалил его на землю. Девушка, которая это увидела, была ошарашена и просила помощи: «Помогите, лев рвет человека!» Прибежал милиционер и разрядил во льва всю обойму. Сам Рязанов после долгих мучений со зверем зарекся снимать животных в своих фильмах.