Nissan Skyline — автомобиль, выпускаемый с 1957 в Японии, сначала фирмой Prince Motor Company, а затем концерном Nissan Motor , купившим Prince в 1966 году. К настоящему времени выпущено 13 поколений этого автомобиля.
Первый Skyline с заводским обозначением ALSI-1 сходил с конвейера с 1957 по 1963 под маркой Prince и по меркам Японии считался роскошным автомобилем. Всего было продано 33 759 экземпляров, в основном — с кузовами седан и универсал.
Автомобиль, представленный 24 апреля 1957 года, построила компания Prince Motor Company, основанная на базе производившей военные самолёты в Tachikawa Aircraft Company 1952 году и названная в честь японского наследного принца Акихито. Skyline первого поколения был построен на базе коммерческого автомобиля Prince Skyway.
Автомобиль имел откровенно «проамериканский» дизайн, оснащался изначально двигателем GA-30 объёмом 1,5 л (1482 см³) и мощностью 60 л. с. (44 кВт), весил около 1300 кг и разгонялся до максимальной скорости порядка 140 км/ч. Конструктивно он был достаточно простым, например зависимая задняя подвеска была типа «Де Дион » — с соединяющей задние колёса лёгкой балкой и неподвижно закреплённым редуктором главной передачи.Модель была обновлена в 1958 году (ALSI-2), получив в соответствии с последней американской модой четыре фары головного света, а также новый двигатель GA-4 с клапанным механизмом OHV, который при незначительно отличавшимся рабочем объёме (1484 см³) уже имел мощность в 70 л. с. (52 кВт).Также с 1962 года вручную собирались купе и кабриолет под наименованием BLRA-3, с итальянским дизайном от Giovanni Michelotti и двигателем GB-30 объёмом 1.9 л мощностью 96 л. с. (72 кВт). Выпущено их за два года было совсем немного, всего 60 штук, что объясняется в числе прочего ценой в 1,85 миллиона йен — примерно вдвое дороже обычного серийного «Скайлайна 1500», однако эту модель (как и другие модели фирмы «Prince») часто можно увидеть в японских фильмах тех лет производства киностудии Toho благодаря активной работе фирменной группы по продакт- плейсмент.
C10 была первой серией, вышедшей после покупки Prince Motors Nissan. Выпускалась с 1968 по 1972 годы, всего продано 310.447 автомобилей. На Skyline C10 устанавливали 1.5-литровый двигатель G15 (как на S57) и 1.8-литровый G18. Кроме седана, выпускались универсал и купе-хардтоп (с 1970).
Шасси этой серии было специально спроектировано с учётом установки 6-цилиндрового двигателя, чтобы избежать проблем, возникших при создании S54.
GT-R
Первый Skyline GT-R был выпущен в феврале 1969 с кузовом седан и Купе появилось в сентябре 1970. Они оснащались двухлитровыми рядными 6-цилиндровыми двигателями S20 мощностью 160 л. с. (118 кВт), что было на уровне лучших спорткаров того времени. Skyline GT-R получил известность под прозвищем «Хакосука» (хако, ハコ — коробка; сука, スカ — от японского произношения слова «скайлайн»).
Skyline GT-R великолепно проявил себя в автоспорте. Менее, чем за 2 года на седане было одержано 33 победы в различных гонках, а благодаря купе это число было доведено к 1972 году до 50. GT-R не уступал таким автомобилям, как Toyota 1600 GT5, Isuzu Bellett GTR[en], Mazda Familia (R100) и Capella (RX-2). В конце 1971 серьёзным соперником для GT-R стала новая Mazda RX3, которая и прервала победоносное шествие GT-R. Skyline GT-R стал любимой машиной стритрейсеров. Автомобиль выпускался с 1969 по 1972 год. Всего было выпущено 1945 автомобилей: около 800 седанов и 1200 купе .
Хакосука стала одним из самых известных гоночных японских автомобилей и классикой JDM. В 21 веке цена на аукционах её цена иногда превышает 200 тысяч долларов США.
- 1800GT — 1.8 л G18 l4
- 2000GT — 2.0 л L20 l6, 120 л. с.
- 2000GT-X — 2.0 л L20 l6, 130 л. с.
- 2000GT-R — 2.0 л S20 l6, 160 л. с.
Восьмое поколение Skyline, с индексом R32, появилось в мае 1989 г. Всего было выпущено 313 491 автомобилей. По сравнению с предыдущим поколением, было сокращено число возможных типов кузова — остались только 4-дверный седан и 2-дверное купе.
Автомобили комплектовались модернизированными 6-цилиндровыми рядными двигателями серии RB и 4-цилиндровыми CA для базовой версии GXi. Большинство моделей оснащались системой HICAS. Версия с двигателем объёмом 2.5 л стала одним из первых японских автомобилей с 5-ступенчатой автоматической трансмиссией. Система ABS предлагалась как опция (за исключением версии GT-R), вискомуфта LSD в заднем дифференциале была в стандартной комплектации для всех моделей с турбонаддувом и в списке опций для всех остальных версий кроме GXi.
На платформе Skyline также выпускались модели Cefiro A31, Laurel C33, Silvia S13.
Модели:
- GTS Type-X, S, J — 2.0 л RB20DE l6 155 л. с. (115 кВт, 184 Н·м)
- GTS-25 Type-X, S, XG — 2.5 л RB25DE l6, 180 л. с. (132 кВт, 231 Н·м)
- GTS-4 — 2.0 л RB20DET turbo l6, 212 л. с. (158 кВт, 263 Н·м)
- GTS-4 (Autech) — 2.6 л RB26DE l6, 225 л. с. (169 кВт)
В августе 1993 года базовая модель Skyline переживает очередное перерождение, на свет появляется 9-е по счёту поколение. Тем не менее, Skyline GT-R продолжает выпускаться и продаваться в качестве модели R32. Только в январе 1995 года происходит смена поколения на BCNR33.
Начиная с R33, на Skyline больше не устанавливали 4-цилиндровые двигатели. Базовым мотором теперь была 2-литровая «шестерка» RB20E. Двигатели RB25DE и RB25DET были с изменяемыми фазами газораспределения. Существовало несколько версий Nissan Skyline в кузове R33:
BCNR33 — GTR — предлагались полноприводные купе или седан с турбированным 2,6 литровым двигателем, пятиступенчатой механикой и системой HICAS.
ECR33 — предлагались заднеприводный седан или купе с турбированным 2,5 литровым двигателем, с четырёхступенчатым автоматом или пятиступенчатой механикой, так же предлагалось заднеприводное купе с 2,5 литровым атмосферным двигателем, пятиступенчатым автоматом или механикой, и системой HICAS.
ENR33 — предлагались полноприводный седан с 2,5 литровым атмосферным двигателем, четырёхступенчатым автоматом или пятиступенчатой механикой, полноприводное купе с аналогичным двигателем и аналогичными вариантами трансмиссии,
ER33 — предлагались заднеприводный седан или купе, с 2,5 литровым атмосферным двигателем, четырёх или пятиступенчатым автоматом или пятиступенчатой механикой, так же предлагался седан с 2,5 литровым турбированным двигателем и четырёхступенчатым автоматом,
HR33 — предлагались заднеприводный седан или купе с 2,0 литровым атмосферным двигателем, четырёхступенчатым автоматом или пятиступенчатой механикой,
Некоторые модификации комплектовались новой версией системы Super HICAS. С 1996 года на базе R33 выпускался универсал Stagea. В 1996 году были выполнены незначительные усовершенствования, после чего в 1997 году осуществлена частичная замена модельного ряда. Всего до ноября 1998 года было выпущено 180 766 машин. Так эволюцинировал «гражданский» Скайлайн, но настоящее «волшебство» японские инженеры воплотили в новом GT-R. Изменения, по сравнению с R32, носили эволюционный характер и касались, в основном, ходовой части. Машина оснащалась двигателем модели RB26DETT с увеличенным крутящим моментом и прежней максимальной мощностью; полноприводная модификация V-spec была оборудована системой распределения крутящего момента между осями ATTESA E-TS pro, куда входил дифференциал повышенного трения LSD и антиблокировочная система. В моторном отсеке и багажнике были установлены распорки стоек подвески. Машина по-прежнему отличалась крупногабаритным передним бампером с широкой прорезью, конфигурацией передних крыльев в стиле «blister fender» и внушительного вида задним сполейром с регулируемым углом атаки . В модельном ряду появилась модификация LM limited, кузов которой был выкрашен в ярко-голубой цвет, и версия Autech с 4-дверным кузовом, выпущенная ограниченной серией к 40-летнему юбилею модели. Важная деталь — все Nissan Skyline R33 комплектовались только 6-цилиндровыми двигателями. На некоторые из версий также устанавливали новую электронную систему полноуправляемого рулевого привода Super HICAS взамен старой гидравлической HICAS. Эта компьютеризированная система была впервые опробована на R32 GTR.
Модели:
- GT-R — 2.6 л RB26DETT DOHC twin-turbo l6, 305 л. с. (224 кВт, 375 Н·м) (по паспорту 280 л. с.) 4WD
- GT-R LM — 2.6 л RB26DETT DOHC twin-turbo l6, 305 л. с. (224 кВт)
- NISMO 400R — 2.8 л RBX-GT2 DOHC twin-turbo l6, 400 л. с. (294 кВт, 478 Н·м) 4WD
- 4Dr.GT-R Autech.version — 2.6 л RB26DETT DOHC twin-turbo l6, 305 л. с. (224 кВт, 375 Н·м) (по паспорту 280 л. с.) 4WD.
10-е поколение Nissan Skyline было представлено в мае 1998 в кузовах R34 с большим акцентом на спортивность и соответствие новым экологическим нормам. В базовой модели GT двигатель RB20E был заменен на RB20DE, в последний раз использовавшийся на R32, но модернизированный (NEO). R34 GT с двигателем RB20DE NEO и 5-ступенчатой коробкой передач, стал лучшим по топливной экономичности среди 6-цилиндровых Skyline всех поколений. 5-ступенчатая автоматическая трансмиссия была исключена из этого поколения, взамен предлагалась 4-ступенчатая АКПП и полный привод. Всего выпущено 67211 автомобилей (включая модели GT-R).
NIssan Skyline в кузове R34 является автомобилем, наиболее часто встречающимся в компьютерных играх: по состоянию на 2020 год автомобиль встречается 501 раз.
В зависимости от комплектации мотора и ходовой части различают следующие версии Nissan Skyline R34:
- HR34 — заднеприводный седан или купе с 2,0 литровым атмосферным двигателем, четырёх ступенчатым автоматом или пятиступенчатой механикой.
- ER34 — заднеприводный седан или купе с турбированным или атмосферным 2,5 литровым двигателем, с четырёх ступенчатым автоматом или пятиступенчатой механикой.
- ENR34 — полноприводный седан или купе с 2,5 литровым атмосферным двигателем, четырёхступенчатым автоматом или пяти ступенчатой механикой.
- BNR34 — GTR — полноприводные купе с турбированным 2,6 литровым двигателем в паре с шести ступенчатой механикой GETRAG.
2.5 л RB25DET NEO turbo l6, 280 л. с. (206 кВт, 343 Н·м).
GT-R
Автомобиль вновь появился в сентябре 1998 с изменённой ходовой частью и другими обновлениями. Новое поколение стало немного короче предыдущего, и передняя ось стала ближе к фронту. Клапанные крышки были покрашены в блестящий красный, вместо чёрного, который наносился на них в прошлых поколениях. Были также усовершенствованы турбокомпрессоры. Специально для этого автомобиля была спроектирована новая, более прочная 6-ступенчатая коробка передач GETRAG. На моделях V-spec появились датчики температуры интеркулера. На R34 GT-R устанавливался 5.8" LCD дисплей, позволяющий просматривать такие параметры, как давление турбонаддувов, температуру масла и охлаждающей жидкости, а для V-spec, также график продольных и поперечных кренов и время круга в кольцевых гонках.
Также, как и поколение R33, новые модели R34 GT-R V-spec оснащались ATTESA E-TS Pro system, но на стандартные GT-R системы «Pro» не устанавливались. Версии V-spec получили более устойчивую подвеску и заниженную посадку. Модели V-spec также включали располагающийся на капоте пластмассовый диффузор, (охлаждающий нижнюю сторону двигателя), и карбоновый диффузор, разработанный, чтобы направлять под автомобиль гладкие потоки воздуха.
Другая версия R34 GT-R именовалась как M-spec. Модель была похожа на V-spec, но имела более мягкую подвеску и кожаный салон.
Во время производства пятого поколения GT-R, Nissan стал разрабатывать версию под названием N1, которая также ранее выпускалась в моделях R32 и R33, и технически, была схожа с предшественниками. На N1 не было: кондиционера, заднего стеклоочистителя и стерео систем. Всего было выпущено только 45 автомобилей, 12 из которых использовались подразделением Nismo (Nissan Motorsport) для участия в гоночных чемпионатах Super Taikyu. Большинство оставшихся автомобилей были проданы гоночным командам и тюнинговым компаниям.
В августе 1999 Nissan показал новую модель под названием V-spec II. Автомобиль получил довольно жесткую подвеску (гораздо жестче, чем на оригинальном V-spec). На новой версии появился карбоновый капот, который легче алюминиевого, ранее устанавливаемого на всех GT-R. Ещё одно отличие V-spec II от оригинала — это более тёмный цвет центральной консоли. Также, сиденья были сшиты из чёрной ткани, а не серой, ранее используемой на других версиях R34 GT-R.
В феврале 2002 Nissan выпустил последнюю модель серии R34 GT-R, называемую Nür. Она продавалась в 2 версиях: Skyline GT-R V-spec II Nür и Skyline GT-R M-spec Nür. Название Nür было дано в честь знаменитой гоночной трассы Нюрбургринг (Nürburgring) в Германии. Обе версии были оборудованы модернизированным двигателем RB26DETT на базе двигателя N1, который позволял автомобилю развивать скорость около 300 км/ч.
Модели и опции:
- GT-R V-Spec
- ● Дополнительные аэродинамические части.
- ● Вентиляционные каналы для тормозов.
- ● График продольных и поперечных ускорений и время круга в кольцевых гонках.
- ● Система активного управления дифференциалом повышенного трения ATTESA E-TS PRO.
- ● Более устойчивая подвеска.
- ● Заниженная посадка.
- ● Пластмассовый диффузор на капоте.
- GT-R V-Spec II — То же самое, что V-Spec +
- ● Довольно жесткая подвеска (гораздо жестче, чем на оригинальном V-spec).
- ● Более тёмный цвет центральной консоли.
- ● Сиденья из чёрной ткани.
- GT-R N1 (Произведено 45).
- ● Двигатель N1 с системой балансировки «Blueprinted».
- ● Нет кондиционера.
- ● Нет стерео системы.
- ● Нет заднего стеклоочистителя.
- ● Базовая отделка интерьера.
- GT-R M-Spec
- ● Кожаный салон.
- ● Более мягкая подвеска.
- ● Подогреваемые сиденья.
- ● Кресла повышенной мягкости с амортизирующими свойствами, индивидуальной ручной сборки и обтяжки.
- ● Специальные амортизаторы RIPPLE CONTROL против мелких вибраций и частых колебаний.
- ● Специальные пружины M-SPEC.
- ● Более высокая посадка.
- ● Система активного управления дифференциалом повышенного трения ATTESA E-TS PRO.
- GT-R V-Spec II Nür — То же самое, что V-Spec II + (Произведено 750).
- ● Двигатель N1 (Максимальная скорость около 300 км/ч).
- ● Спидометр до 300км/ч.
- GT-R M-Spec Nür — То же самое, что M-Spec + (Произведено 250).
- ● Двигатель N1 (Максимальная скорость около 300км/ч).
- ● Спидометр до 300 км/ч.
- GT-R NISMO R-tune — RB26DETT, 400 л. с.
- GT-R NISMO Z-tune — 2.8 л RB28DETT Z2 twin-turbo l6, 500 л. с. (368 кВт, 540 Н·м) Z1 с Z2