Найти тему
Кржемелик

Север 2023. День 5 и 6.

Ранний выезд из гостиницы далее по маршруту.

Трубы "Карельского окатыша" (20% от всей добывающейся железной руды в России, градообразующее предприятие Костомукши) скрывал туман. Погода была на потепление. А предстоящая поездка - через самые северные и западные точки этого маршрута.

Большая часть названий населенных пунктов дублировалось на финском языке. Причём здесь - не в виде желтой таблички под основным знаком с названием, а в виде деревянных арок ворот.

-2
-3
-4
-5

От самой западной точки маршрута до финской границы, по прямой, около 25 км.

-6

Но мы едем в противоположном направлении.

-7

И уже через непродолжительный отрезок времени приезжаем в Калевалу - город-тезку финского эпоса с "Деревом Лённрота", памятниками героям эпоса и историческим домом.

-8
-9
-10
-11
Центральный музей. Как краеведческий + историко-культурный центр.
Центральный музей. Как краеведческий + историко-культурный центр.
-13
Лемминкяйнен, дерево Лённрота и Ильмаринен
Лемминкяйнен, дерево Лённрота и Ильмаринен
Вот прям вообще неожиданно.
Вот прям вообще неожиданно.

За Калевалой начинается "Кемска волость! Я! Я! Кемска волость". Ну или по-нашему - Кемский район.

-16

Дорога полностью ледяная, но не скользкая.

-17
-18

Сам город Кемь оказался очень контрастным. Новые бревенчатые частные и деревянные многоквартирные дома.

-19
-20

Парк на набережной города посвящен героям революции и защитникам города во время интервенции и Великой Отечественной войны.

-21
-22
-23

Теплая погода и отсутствие устойчивого льда на реке Кемь начинало немного напрягать: завтра 3 ледовых переправы, из которых подтверждена только одна.

-24
-25

Но это все завтра. А пока - ужин в столовой РЖД, выезд до Надвоиц, где запланирован отдых в трехкомнатном люксе.

-26
-27

В номере висит картина с заводом - не просто так. Изображен когда-то градообразующий Надвоицкий алюминиевый завод.

-28

Тот факт, что мы все еще в Карелии, подтверждают дублирующиеся на двух языках таблички.

-29

Вечером тут почти безлюдно.

-30
-31
-32
-33

Итого за день: 474 км, 11 часов и 34 минуты.

Шестой день был самым сложным и не предсказуемым.

Стартовав в 8:40 и проехав в сторону Валдая (не того) 97 км нам улыбнулась удача: заваленная в прошлый раз дорога между Карелией и Архангельской областью сейчас была раскатана. И даже со свежими следами легкового автомобиля.

-34
-35

Скорость не превышала 40 км в час (а по большей части была 20-30 км/ч).

Спустя 10 км навстречу попалась Нива. Мужик за рулем уверил нас, что до болота мы точно доедем (дальше он не ездил, но видел следы) и предупредил, чтобы ни в коем случае не съезжали с раскатанной фурами колеи.

Тут же обнаружилась еще одна проблема: разъехаться на этой дороге крайне сложно. Пришлось нам съехать в сугроб, протолкнуть Ниву. И далее уже мужик на Ниве сдергивал нас из сугроба.

-36

Второе незначительное застревание в колее было на болоте и все. Дальнейший путь был уже без внеплановых остановок.

Граница регионов здесь никак не обозначена. Просто холм.

-37

На Архангельской стороне дорога улучшилась: стала шире, появились знаки.

-38
-39
-40

Совершенно неожиданным было увидеть здесь Белаз.

-41

В Малошуйке была легкая остановка на вокзале (размять ноги и осмотреть паровоз).

-42
-43

Далее, по сильно волнистой дороге, через деревню Нименьга

-44

мы проехали к церкви. Вместо осмотра которой пришлось кормить собак печеньем (подъезда/подхода не было).

Между Нименьгой и Ворзогорами была еще более волнистая дорога.

2 ледовые переправы, наличие которых до последнего было под вопросом. Подъехав к первой мы уперлись в стену из торосов.

-45
-46

Но по следам, объехав препятствие, маршрут был продолжен.

Вторая переправа оказалась вообще незаметной.

-47

Домик на берегу речки.

-48

В Ворзогорах еще одна историческая церковь (17-18 века). В качестве короткой справки: "Издревле ворзогорцы занимались рыбным и зверобойным промыслом, мореходством, судостроением, одними из первых стали культивировать на Севере картофель".

-49

-50

Далее, уже по темноте, осталось доехать до Онеги. Часть города располагается на левом берегу реки Онега (с мостом через реку Канава).

-51
-52

А основной город - на правом. Добраться зимой можно по ледовой переправе (летом - только паромное сообщение).

Ночная прогулка по городу и ужин в пустом ресторане с восхитительным интерьером.

-53
-54
-55
-56
-57
-58

Итого за день: 310 км и 9 часов 50 минут.