Ранний выезд из гостиницы далее по маршруту.
Трубы "Карельского окатыша" (20% от всей добывающейся железной руды в России, градообразующее предприятие Костомукши) скрывал туман. Погода была на потепление. А предстоящая поездка - через самые северные и западные точки этого маршрута.
Большая часть названий населенных пунктов дублировалось на финском языке. Причём здесь - не в виде желтой таблички под основным знаком с названием, а в виде деревянных арок ворот.
От самой западной точки маршрута до финской границы, по прямой, около 25 км.
Но мы едем в противоположном направлении.
И уже через непродолжительный отрезок времени приезжаем в Калевалу - город-тезку финского эпоса с "Деревом Лённрота", памятниками героям эпоса и историческим домом.
За Калевалой начинается "Кемска волость! Я! Я! Кемска волость". Ну или по-нашему - Кемский район.
Дорога полностью ледяная, но не скользкая.
Сам город Кемь оказался очень контрастным. Новые бревенчатые частные и деревянные многоквартирные дома.
Парк на набережной города посвящен героям революции и защитникам города во время интервенции и Великой Отечественной войны.
Теплая погода и отсутствие устойчивого льда на реке Кемь начинало немного напрягать: завтра 3 ледовых переправы, из которых подтверждена только одна.
Но это все завтра. А пока - ужин в столовой РЖД, выезд до Надвоиц, где запланирован отдых в трехкомнатном люксе.
В номере висит картина с заводом - не просто так. Изображен когда-то градообразующий Надвоицкий алюминиевый завод.
Тот факт, что мы все еще в Карелии, подтверждают дублирующиеся на двух языках таблички.
Вечером тут почти безлюдно.
Итого за день: 474 км, 11 часов и 34 минуты.
Шестой день был самым сложным и не предсказуемым.
Стартовав в 8:40 и проехав в сторону Валдая (не того) 97 км нам улыбнулась удача: заваленная в прошлый раз дорога между Карелией и Архангельской областью сейчас была раскатана. И даже со свежими следами легкового автомобиля.
Скорость не превышала 40 км в час (а по большей части была 20-30 км/ч).
Спустя 10 км навстречу попалась Нива. Мужик за рулем уверил нас, что до болота мы точно доедем (дальше он не ездил, но видел следы) и предупредил, чтобы ни в коем случае не съезжали с раскатанной фурами колеи.
Тут же обнаружилась еще одна проблема: разъехаться на этой дороге крайне сложно. Пришлось нам съехать в сугроб, протолкнуть Ниву. И далее уже мужик на Ниве сдергивал нас из сугроба.
Второе незначительное застревание в колее было на болоте и все. Дальнейший путь был уже без внеплановых остановок.
Граница регионов здесь никак не обозначена. Просто холм.
На Архангельской стороне дорога улучшилась: стала шире, появились знаки.
Совершенно неожиданным было увидеть здесь Белаз.
В Малошуйке была легкая остановка на вокзале (размять ноги и осмотреть паровоз).
Далее, по сильно волнистой дороге, через деревню Нименьга
мы проехали к церкви. Вместо осмотра которой пришлось кормить собак печеньем (подъезда/подхода не было).
Между Нименьгой и Ворзогорами была еще более волнистая дорога.
2 ледовые переправы, наличие которых до последнего было под вопросом. Подъехав к первой мы уперлись в стену из торосов.
Но по следам, объехав препятствие, маршрут был продолжен.
Вторая переправа оказалась вообще незаметной.
Домик на берегу речки.
В Ворзогорах еще одна историческая церковь (17-18 века). В качестве короткой справки: "Издревле ворзогорцы занимались рыбным и зверобойным промыслом, мореходством, судостроением, одними из первых стали культивировать на Севере картофель".
Далее, уже по темноте, осталось доехать до Онеги. Часть города располагается на левом берегу реки Онега (с мостом через реку Канава).
А основной город - на правом. Добраться зимой можно по ледовой переправе (летом - только паромное сообщение).
Ночная прогулка по городу и ужин в пустом ресторане с восхитительным интерьером.
Итого за день: 310 км и 9 часов 50 минут.