1 июня 2009 года с экранов радаров исчезает огромный современный Airbus A330 авиакомпании Air France, пересекавший Атлантический океан. На борту самолета находились 216 пассажиров и 12 членов экипажа. Неужели возможно, что современный лайнер может просто так исчезнуть, даже не подав сигнала бедствия?
31 мая 2009 года, 19 часов 29 минут, аэропорт Антониу Карлуса Жобина, Рио-де-Жанейро, Бразилия. Новенький Airbus A330 компании Air France с 216 пассажирами на борту отрывается от ВПП и начинает свой путь в аэропорт Шарль-де-Голль, Париж. Путь предстоял неблизкий - примерно 10 с половиной часов полета.
Если вам нравятся мои статьи, то я буду рад подписке, лайку и комментарию. Это поможет писать и публиковать материалы дальше.
Самолет набрал высоту, пассажирам раздали ужин и после в салоне приглушили свет, чтобы пассажиры могли выспаться. Согласно внутреннему распорядку авиакомпании Air France такие длительные рейсы должны обслуживать не два пилота, как обычно, а три: командир и два помощника. Это позволяло дать возможность отдохнуть каждому из членов экипажа и снижало их нагрузку, что увеличивало безопасность полетов.
За командирским штурвалом один из самых уважаемых и опытных пилотов Air France Марк Дюбуа. У него за спиной почти 11.000 часов налета и для него подобные рейсы самое обычное дело. Вторыми пилотами были опытный Давид Робер (6.547 часов налета) и менее опытный Пьер-Седрик Бонин, налетавший 2.936 часов и из них лишь 807 на A330.
Полет идет по плану и спустя 3 часа 6 минут полета A330 покидает зону ответственности бразильских авиадиспетчеров и попадает в так называемую "мертвую зону" посреди Атлантического океана. Спустя примерно два часа полета самолет должен выйти на связь с диспетчерами Сенегала. Но спустя два, затем три, затем четыре часа диспетчеры не могут связаться с бортом 447. Когда экипаж не выходит на связь спустя 8 часов, то становится уже очевидным - Airbus 330 скорее всего потерепел крушение в водах Атлантики. Но что же произошло? Как такой современный лайнер с опытнейшим капитаном мог просто исчезнуть? За расследование взялась команда следователей из Франции.
Последний раз пилоты выходили на связь с бразильскими диспетчерами, когда находились в 565 км от северо-востоку от города Натал. Учитывая скорость лайнера (900-950 км/ч) и время, которое он был без связи, радиус поиска был слишком большим. Однако следователи знают, что A330 настолько современный самолет, что каждые 10 минут автоматически высылал сигнал в службу ремонта Air France, в котором содержались основные параметры системы, скорость движения и координаты судна. Это было нужно, чтобы ремонтные службы готовились к тем работам, которые нужно будет провести по прибытию самолета. Выяснив координаты, откуда последний раз поступал сигнал A330, следователи смогли установить примерную точку возможного падения самолета. Начались поиски, в которых приняли участия бразильские и французские корабли ВМФ.
Спустя 2 дня, 3 июня патрульный корабль Grajau бразильских ВМФ обнаруживает первые обломки A330. Начались работы по поднятию фрагментов самолета, а также поиски черных ящиков, которые фиксировали то, что происходило в кабине пилотов.
Пока шли поиски на глубине, следователи внимательно изучали автоматические сообщения от самолета. В одном из них было указано, что отказали так называемые "трубки Пито".
"Трубка Пито" - это датчики снаружи самолета, которые измеряют скорость самолета относительно набегающего потока воздуха. По этим датчикам аппаратура определяет горизонтальную скорость самолета. Эти трубки довольно часто отказывают из-за обледенения при определенных условиях, но это не считается опасным. Пилотов обучают, что делать в случае отказа "трубок Пито". Вряд ли такая мелочь могла стать причиной катастрофы современного лайнера. Так что же вызвало крушение судно? Теракт? Шторм?
Когда подняли первые обломки самолета, то выяснилось, что все спасательные жилеты были не распакованы, а это значит, что падение было настолько неожиданным и стремительным, что пассажиры просто не успели ими воспользоваться. Могла ли на борту сработать бомба?
Когда на поверхность подняли хвост самолета, то стало абсолютно ясно, что все части самолета отделились одновременно. Это значит, что ни бомба, ни молния не могли разрушить A330 в воздухе - самолет разрушился при ударе о поверхность океана. Следователи выяснили, что самолет просто упал плашмя - все внутри самолета было смято от чудовищного давления при ударе о воду. Но что же произошло? Ответ могли дать только черные ящики, но спустя полтора года после падения поисковикам так и не удалось их найти на дне океана.
Позже, применив те же подводные аппараты, которые исследовали останки легендарного "Титаника", следователям удалось найти черные ящики. Произшло это спустя более чем два года после падения лайнера.
Начались прослушивания того, что происходило в кабине пилотов за секунды до катастрофы. Несмотря на плохое состояние самописцев спустя два года, проведенных на глубине 4.000 метров, удалось считать с них информацию.
Черные ящики показали, что "трубки Пито" действительно отказали и автопилот автоматически выключился, после чего в кабине сработал громкий предупреждающий сигнал, напугав пилотов.
"Трубки Пито" на A330 сконструированы так, что при обледенении они сами прочищаются примерно за минуту. Все, что нужно делать пилоту это просто держать штурвал прямо, трубки сами отчистятся от льда и автопилот включится снова. Однако, как показали данные самописцев, один из пилотов начинает тянуть штурвал на себя, как будто хотел, чтобы самолет набирал высоту. Но зачем?
Самолет набирает почти 900 метров высоты, но при этом теряет 150 км/ч горизонтальной скорости. В кабине пилотов срабатывает сигнал об опасности сваливания самолета. Но вместо того, чтобы опускать нос самолета, пилот продолжает тянуть штурвал вверх. А330 почти полностью теряет скорость и начинает лететь вниз к земле. Скорость падения составляет примерно 3 км в минуту...Так что же произошло?
Прослушивание речевого самописца раскрыло страшную причину падения лайнера. Примерно за час до катастрофы пилот Дюбуа находится на командирском кресле. Место второго пилота занимает наименее опытный член команды Пьер-Седрик Бонин. Самолет летит прямо в сторону грозы, но выхода нет, облететь непогоду не получится. Но в этом ничего страшного не было - А330 современный лайнер и подобные шторма для него не проблема.
В 2 часа 01 минуту капитан Дюбуа покидает кабину, уступая свое место, согласно регламенту полетов, второму пилоту Давиду Роберу и отправляется отдыхать. Спустя 5 минут Робер объявляет пассажирам, что самолет входит в зону турбулентности и всем необходимо пристегнуться.
А330 влетает в зону шторма и кристаллики льда забивают "трубки Пито", что вызывает неверные показания скорости самолета. Пилоты берут управление на себя. По непонятной причине второй пилот Бонен начинает тянуть штурвал на себя, задирая нос самолета. В кабине громко работает предупреждение об опасности сваливания, но ни Робер, ни Бонен не понимают, что происходит. Пилоты увеличивают тягу двигателей до максимума, но самолет продолжает падать. Второй пилот Бонен инстинктивно продолжает тянуть штурвал на себя, ведь в его сознание это то, что надо делать, когда самолет теряет высоту.
Наконец более опытный пилот Робер берет управление на себя и делает то, что нужно было сделать с самого начала - тянет штурвал ОТ себя, чтобы опустить нос самолета и остановить падение. В это невозможно поверить, но второй пилот Бонен все еще продолжает тянуть штурвал НА себя! Для автоматики самолета противоположные действия пилотов отменяют их оба. Фактически, в этот момент ни один из пилотов не контролирует лайнер.
Спустя полторы минуты после начала сваливания капитан Дюбуа врывается в кабину и сразу понимает, что происходит. Но слишком поздно. Самолет уже на высоте 2.000 метров, а второй пилот все так же упорно задирает нос лайнера... Спустя несколько секунд практически с нулевой горизонтальной скоростью самолет врезается в воду, моментально разрушившись. Даже сложно представить, что должны были испытывать в этот момент пассажиры в салоне, которые почти две минуты падали с высоты 10.000 метров на огромной скорости в воды Атлантического океана
Когда командир передал управления судном Бонену, то тот должен был обсудить со вторым пилотом распределение обязанностей: кто за что отвечает и кто берет на себя управление самолетом в случае нештатной ситуации. Однако это сделано не было. Полностью исправный лайнер с 216 пассажирами на борту был в управляемом полете, когда врезался в поверхность Атлантического океана.
Все что нужно было сделать пилотам - просто 56 секунд держать штурвал прямо, ведь за эти секунды "трубки Пито" прочистились и автопилот был бы снова активирован.