С 2020 года в Московской области стартовала работа по слиянию образовательных учреждений и созданию так называемых образовательных комплексов (ОК). Массово начали объединять школы между собой, а также с детскими садами. Уже на начальном этапе этого процесса намерения властей вызвали непонимание среди родителей. Было не очень ясно для чего всё это делается. Чиновники отделывались дежурными штампами о том, что «...образовательный комплекс – это образовательная организация, реализующая разноуровневые и разнопрофильные образовательные программы». Директора школ и заведующие детсадов на местах также не могли внятно объяснить мамам и папам зачем это слияние нужно и к чему всё приведёт.
В Серпухове эта тема впервые была озвучена 29 июля 2020 года. Тогда депутаты заговорили о реорганизации системы образования в округе. Тогда речь шла лишь об объединении нескольких школ: присоединении Данковской к Липицкой, Шарапово-Охотской к Пролетарской, Васильевской к школе №18.
На заседании Совета была озвучена причина слияния, которую сочли весомой местные чиновники: «Данная мера необходима для сохранения объёмов финансирования малокомплектных школ. Объединение никак не затронет педагогический состав, но даст возможность сельским школам развивать материальную базу, а у детей, обучающихся в них, появится возможность получения более качественного образования, так как ранее в ряде общеобразовательных учреждений наблюдалась нехватка преподавателей-предметников»
Спустя две недели по этому поводу прошли электронные публичные слушания. Они носили рекомендательный характер, поэтому о чём там говорилось большого значения не имеет.
Школы, конечно, объединили. Затем начался процесс присоединения к школам и детсадов…
Учитывая длительный ковидный период, понять хороши ли ОК или нет удалось только в 2022-2023 учебных годах. И, как показала жизнь, не везде ситуация изменилась к лучшему.
Руководство Липицкой школы (в состав которой включили Данковскую) признало, что этот союз оказался неудачным. Родителям уже рассказали о возникших пред ОК проблемах — тех самых, о которых противники слияния предупреждали ещё в 2020 году. Изначально было понятно, что Липицы и Данки — это уж и ёж, скрещивать которые не стоило. А кто придумал объединить именно эти школы просто дурак, который не знает географии и азов логистики. Липицы и Данки расположены на разных берегах Оки, между ними 12,5 км и большая часть пути проходит по федеральной трассе М2. Учитывая частые заторы на шоссе, время в пути от пункта А до пункта Б может составлять до одного часа. Что, согласитесь, не очень удобно. По понятным причинам директор могла появляться в Данках не так часто как ей, быть может, хотелось. Да и для перевозки детей из одной школы в другую по М2 требуется специальное разрешение. Кроме того, на момент объединения у Данковской школы был филиал в Бутурлино, а у Липицкой — в Лукьяново, что в какой-то момент усложнило вопрос с доставкой детей на занятия. Да и сейчас эта проблема остаётся острой в этом ОК.
Словом, идея объединение Липицкой и Данковской школ признано нецелесообразным
Принято решение их расстыковать. Но отыграть всё назад уже не получится. Впереди слияние Данковской и Туровской школ. Идея тоже так себе, учитывая сколько бумаг предстоит оформить, сколько лицензий получить, сколько бланков и печатей переделать. Но всё-таки это намерение выглядит более логичным хотя бы потому, что Данки и Турово расположены вдоль одной, не самой загруженной, дороги. Да и исторически эти населённые пункты ближе: они входили в одно поселение, а туровские старшеклассники многие годы в 10 и 11 классы ездят учиться в Данки.
Но, судя по всему, это не единственный неудачный альянс. Слияние школ и детсадов тоже может быть неудачным
Скорее всего «развод» в ближайшее время ждёт школу №6 и детский сад в Мирном. И, как говорят в педагогическом сообществе, дошкольное заведение замкнут опять же на Данковскую школу, на которую сориентированы большинство мирновской детворы.
Слияние в образовательные комплексы вызвало сопротивление родителей во разных городах Подмосковья. Многие считали, что нельзя попугайничать и повторять всё за Москвой (там объединение в ОК началось ещё в 2012 году), что попытки сэкономить приведут к ухудшению качества образования.
Так было в 2021 году в Пущино, где родители собрали внушительное количество подписей против объединения школ. Петиция была направлена в администрацию города и Совет депутатов. Активисты вели публичную борьбу за сохранение автономности школ, но их мнение было проигнорировано.
Против объединения школ выступали в Лыткарино. Местная активистка Людмила Матюшкова тогда заявила: «Образовательные комплексы» разрушают уникальный микроклимат школ и отрицательно сказываются на успеваемости. Уникальность, самобытность, самостоятельность каждого учреждения пропадает, семейственность, когда директор, педагоги, родители, дети как одна общая семья выступают, — пропадает».
В городе даже должен был пройти митинг за самостоятельность школ и дошкольных учреждений, но власти запретили акцию.
Ситуация в Яхроме (Дмитровский округ) дошла до правительства области и оправдываться перед губернатором пришлось министру по информационной политике Анастасии Звягиной, которая уверяла: «С родителями и коллективами школ проводятся собрания с участием главы округа, на каждое сообщение в соцсетях даются разъяснения. Объединение необходимо для повышения качества образовательных услуг». Но, следует отметить, губернатор на том совещании не стал углубляться в вопрос и не интересовался чем именно недовольны в Яхроме.
И реформирование в Подмосковье продолжается
Теперь дошла очередь до Химок. Местный глава Волошин 13 января 2023 года подписал постановление № 26 «О реорганизации муниципальных образовательных учреждений...», что уже вызвало волну недовольства в городе...
По заключению Института образования НИУ ВШЭ, проводившего исследования последствий появления ОК, в укрупнённых учреждениях отмечается ряд негативных последствий, которые затрагивают участников образовательного процесса: сокращение сотрудников, увеличение нагрузки на административно-управленческий персонал, в частности на директора, увеличение нагрузки на учителей, повышение их занятости, обязанностей, увеличение отчётности, отсутствие заявленного роста зарплат, замена директоров комплексов на молодых «эффективных менеджеров», у которых нет опыта работы в системе образования, малодоступность директоров для родителей.
Система «одна школа – один директор» признаётся более эффективной большинством педагогов
Также к минусам специалисты отнесли оторванность директора от учителей, появление элитных классов, выделение «простым» классам не лучших педагогов, разрыв между подразделениями (бывшими разными школами) в успеваемости учащихся одного комплекса, потеря индивидуальности образовательной организации, а ещё учителя и ученики становятся средством для повышения рейтинга ОК.
Максимальная экономия средств в Серпухове привела к неведомому более двадцати лет явлению — закрытию в 2022 году начальных школ в Бутурлино и Лукьяново.
Что касается детских садов, то с объединением они превращаются в придатки школ. Директоров ОК в первую очередь волнуют проблемы школы, а не детского сада. Им нужно очень много времени, чтобы вникнуть в тонкости дошкольного образования. Также среди отрицательных моментов: урезание сметы закупок для детсадов, закрытие отдельных подразделений, сокращение коррекционных групп.
Существует Заключение Счётной палаты России по итогам уже реорганизованных (объединённых) образовательных учреждений. В документе говорится, что в 36 регионах страны расходы на содержание ОК не уменьшились, а возросли! В документе говорится, что «не установлено влияние проведённых мероприятий на повышение эффективности деятельности образовательных организаций».
Да, заключение было сделано до начала реформы в Подмосковье, но, можно предположить, что у нас ситуация может не отличаться от описанных в документе. А о многих подводных камнях связанных с финансами мы просто не знаем.
По словам директора Федерального института развития образования, бывшего первого замминистра образования России академика Александра Асмолова: «В отсутствии мощных финансовых ресурсов, какие есть в Москве, и которых нет в остальных субъектах страны, такие проекты по слиянию школ и детских садов несут огромные риски для системы образования. В случае с Подмосковьем я назвал бы всё происходящее кастрацией системы образования. Логика подмосковных чиновников исходит исключительно из финансовой оптимизации, секвестирования бюджета на образование».