Найти тему

ЕГЭ. Решаем задание – 16, в – 1, 17

Оглавление

Онлайн-школа Елены Добронравовой "Алые паруса"
Онлайн-школа Елены Добронравовой "Алые паруса"

Друзья, сегодня мы рассмотрим два варианта Задания 16 из сборника И.П. Цыбулько «Типовые экзаменационные варианты». ЕГЭ - 2020 по Русск. яз..

Задание 16: Пунктуация. ССП и однородные члены.

В - 1

1. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Этой зимой было мало снега и трещали жестокие морозы.

(Сложное предложение (СП), которое состоит из двух частей (есть две грамматические основы – было мало снега и трещали морозы;
части СП связаны союзом «и».
Обе части (простые предложения) имеют общее обстоятельство, т.е. общий второстепенный член:
Этой зимой было мало снега
и
Этой зимой трещали морозы.
Следовательно, перед союзом «и» запятую не ставим).

Этой зимой было мало снега и трещали жестокие морозы.

2) Заросли кончились и перед нами раскинулись зыбучие пески.

(Сложное предложение (СП), которое состоит из двух частей (есть две грамматические основы – Заросли кончились, и раскинулись пески; части СП связаны союзом «и».
Общих второстепенных членов нет; следовательно, перед союзом «и» ставим запятую).

Заросли кончились, и перед нами раскинулись зыбучие пески.

3) Не смывается эта краска ни водой ни мыльным раствором ни керосином.

(Простое предложение, осложнено однородными дополнениями (ни водой, ни раствором, ни керосином), связанными повторяющимся союзом «ни-ни».
2-й и 3-й союзы стоят между однородными словами, поэтому перед каждым союзом «ни» ставим запятую;
перед первым союзом «ни» запятой нет, так как перед ним нет однородного члена, а запятая ставится только между однородными словами).

Не смывается эта краска ни водой, ни мыльным раствором, ни керосином.

4) Кусок дерева или камень или металл будили его воображение и служили материалом для поделок.

(Простое предложение, осложнено однородными подлежащими (Кусок дерева, или камень, или металл), связанными повторяющимся разделительными союзом «или». Союзы стоят между однородными словами, поэтому перед каждым союзом «или» ставим запятую).

Кусок дерева, или камень, или металл будили его воображение и служили материалом для поделок.

5) Девушку охватила если не досада то явная обида на окружающих.

(Простое предложение, осложнено однородными подлежащими (если не досада, то обида), связанными двойным союзом «если не…, то…». Запятую ставим перед второй частью двойного союза, который стоит между однородными словами).

Девушку охватила если не досада, то явная обида на окружающих.

Ответ: 25 (или) 52

В - 17

17. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений - №4.

1) А. А. Фет не только тонкий знаток и творец русской поэзии но и поэт-переводчик.

(Простое предложение, осложнено однородными сказуемыми (не только знаток и творец, но и поэт), связанными двойным союзом «не только…, но и…». Запятую ставим перед второй частью двойного союза, который стоит между однородными словами.
Сам однородный ряд распадается на два блока.
Первый блок расположен после первой части союза не только… – знаток и творец, второй блок – после второй части союза но и… Первый блок состоит из двух однородных подлежащих – знаток и творец, связанных одиночным союзом «и», поэтому запятую не ставим).

А. А. Фет не только тонкий знаток и творец русской поэзии, но и поэт-переводчик.

2) Темнота раннего утра скрывала и площадку на берегу и полотняный поселок из палаток.

(Простое предложение, осложнено однородными дополнениями (и площадку, и поселок), связанными повторяющимся соединительным союзом «и». 2-й союз стоит между однородными словами, поэтому перед вторым союзом «и» ставим запятую;
перед первым союзом «и» запятой нет, так как перед ним нет однородного члена, а запятая ставится только между однородными словами).

Темнота раннего утра скрывала и площадку на берегу, и полотняный поселок из палаток.

3) Только слышатся вой ветра в снастях да тихий гул моря.

(Это предложение можно рассматривать с двух позиций – как сложное предложение и как простое.

1. Начнем с наиболее простого варианта, понятного для постановки знаков препинания. Допустим, это простое предложение (к чему я больше склоняюсь, поскольку сказуемое стоит в форме множественного числа). Предложение осложнено однородными подлежащими, связанными одиночным соединительным союзом «да», поэтому запятая не нужна.

2. Если предложение рассматривать как сложное, то в пунктуации ничего не меняется (хотя есть соблазн поставить запятую), лишь структура предложения выглядит по-другому.
Сложное предложение (СП), состоит из двух частей (есть две грамматические основы – слышатся вой да слышатся гул моря (изменим устно для себя оба сказуемые на форму единственного числа). Что мы видим? Повторяющееся слово. Чтобы избежать тавтологии, пропускаем его, образовав таким образом неполную вторую часть сложного предложения.
части СП связаны союзом «да». НО!
Обе части (простые предложения) имеют общее обстоятельство, т.е. общий второстепенный член:
Только слышится вой
да
Только слышится гул.
Следовательно, перед союзом «да» запятую не ставим).

Только слышатся вой ветра в снастях да тихий гул моря.

4) Правды боится человек с нечистой совестью или трус.

(Это простое предложение, осложненное однородными подлежащими – человек с нечистой совестью или трус, связанными одиночным разделительным союзом «или», поэтому запятая не нужна.

Правды боится человек с нечистой совестью или трус.

5) В театре времён Шекспира актёры отвечали на шутки зрителей и все женские роли исполнялись мужчинами.

(Сложное предложение (СП), которое состоит из двух частей (есть две грамматические основы – актёры отвечали и роли исполнялись;
части СП связаны союзом «и».
Обе части (простые предложения) имеют общее обстоятельство, т.е. общий второстепенный член:
В театре актёры отвечали
и
В театре роли исполнялись.
Следовательно, перед союзом «и» запятую не ставим).

В театре времён Шекспира актёры отвечали на шутки зрителей и все женские роли исполнялись мужчинами.

Ответ: 1 2 (или) 2 1

Елена Добронравова

Контакты Елены Добронравовой:

https://vk.com/elena.dobronravova

– Друзья, как ваши дела? Справились с заданием? Оставляйте ваши комментарии внизу страницы. Если остались вопросы, задавайте их в комментариях.

А поблагодарить меня за работу можно подпиской, лайком или репостом данной статьи для своих друзей, а также на свои каналы. Очень надеюсь, что данный материал вам понравился. Если он оказался полезным, не забудьте добавить его в избранное.
Тогда, не смотря на разделяющие нас километры, мы станем ближе.

ДО ВСТРЕЧИ НА ВАШЕМ КАНАЛЕ!

Всех обняла; всем нам мира, добра и позитива!
PS: Друзья, коллеги и гости канала! Размещение статьи и фрагментов статьи на других сайтах запрещается! Пожалуйста, давайте будем уважать авторское право! И всем спасибо за понимание!

С уважением, Елена Добронравова

Читайте также -

Пояснение к заданию А16 - в 3, 8. ЦТ – 2019

Решаем задание А16 – в 5, 7. ЦТ – 2021

А вы правильно произносите слова?

Подписывайтесь на наши другие каналы:

Фан-Клуб "МаксМоро" (творчество Макса Моро, других современных писателей, литература, живопись, арты, цифровое искусство)

Самые горячие новости (праздники, школа, школьные сочинения, викторины)

Авторская страница Макса Моро:

https://proza.ru/avtor/maksmoro

Статьи:

Читайте также на канале Фан-Клуб "МаксМоро"

Тест. Где поставить ударение?

Тест. Проверьте себя: правильно ли вы произносите слова?

Пушкин и любовь всей его жизни

Урок 1. Тайны художественного слова

Урок 2. Художественно-выразительные средства в стихотворении М. Моро «Повод жить!»

Урок 3. Тропы и стилистические фигуры как изобразительно-выразительные средства. Главные отличия.

Марина Цвентаева – "ИЮЛЬ АПРЕЛЮ" (видео)

Читайте также на канале «Самые горячие новости»

На рэчцы. Апісанне зімовай ракі (сачыненне)

(па ўрыўку з паэмы Я.Коласа “Новая зямля”,
5 кл., бел. літ. – 1 ч., ст. 131 - 134.)

Сочинение по картине В. Н. Юшкевича «Волшебное утро»

Как правильно кормить птиц?

Праздник Ивана Купалы

Викторина «Истоки славянской письменности»

Игра «Перевертыши» по творчеству А.С. Пушкина