Название фильма при просмотре оправдывается практически сразу - довольно часто зритель видит небо, город с высоты птичьего полета. С одной стороны, это отсылка к главным героям, с другой попытка режиссера показать Берлин, в кадре можно увидеть здания, улочки, площади города - это Берлин послевоенного периода. Отсюда следует вывод, что сам город является не просто фоном, но и одним из героев, ведь именно это время, в этом самом городе определило душевное состояние жителей, где каждый по-своему несчастен.
Образ ангелов понятен и прост. Когда в кадре появляется первый ангел, становится сразу понятно, что это не обычный человек: он спокоен, несколько странен в своих движениях, в них нет экспрессии, он отстранен. Также почти сразу мы слышим, чего хочет ангел. Он сам же об этом рассказывает - он хочет быть человеком: “я бы хотел почувствовать земное притяжение... испачкать пальцы утренней газетой....иметь возможность восхищаться....лгать без зазрения совести”.
Ангелы сидят в машине и делятся отчетами друг с другом, как продвигается жизнь землян.
Они оказывают поддержку людям, читают их мысли и, как это положено, видят их только дети. Проблемы людей совершенно разные, чаще всего они не знают, как выбраться из тяжелой ситуации. Мысли людей, с одной стороны, разные, но с другой довольно схожи в том, что проблемы всех этих людей связаны темой быта. Воспроизведенные в картине мысли жителей города, делают их одинаковыми, прослеживается отсутствие индивидуальности человека, вызванная описанной эпохой.
В картине проскальзывает тема спасения искусством. Даже не проскальзывает, а довольно уверенно обозначается. Только люди, погруженные в искусство, могут оторваться от земного отягощающего груза. Режиссер дает надежду на то, что искусство может спасти человечество от отчаяния. В картине очень много проходящих героев, однако, режиссер сосредотачивает свое внимание на людях, связанных с искусством. Особенно мне запомнились циркачка и писатель, в отличие от других людей, они испытывают муки творчества. Интересен эпизод первой встречи ангела с циркачкой, когда он наблюдает с интересом, как на земле воссоздают образы ангелов. Также я не оставила без внимания отрывок, где циркачка, узнав о том, что цирк закрывается, уходит опустошенная, сопровождаемая ангелом, наблюдающие ей бросают вслед: “Смотрите, ангел идет!”, - в это время Дамиэль оборачивается, думая, что его окликнули, что является демонстрацией его желания быть увиденным, быть человеком. Довольно сложно описать его оценку: с одной стороны, испуг, с другой, есть в его взгляде тень надежды.
Фильм разделен на ангельскую жизнь Дамиэля и человеческую. Соответственно, первая часть - черно-белая, вторая - цветная. Черно-белая часть не только отождествляется с документальной съемкой, когда нельзя ничего менять, нельзя действовать, а можно лишь наблюдать, но и с жизнью ангелов, в которой нет никаких эмоций. Любая эмоция окрашивает картину. Ангелы здесь не идеализируются - зритель видит их как простых людей, одетых в строгие костюмы, несколько даже выглядящих как роботы, они не ставят себя выше смертных, наоборот, мечтают о земной жизни.
В картине не человек стремится приблизиться к Богу, а Бог спускается на землю. Здесь можно многое додумать и додумать до такой степени, что сам режиссер скажет: “Не было у меня такой мысли”, но у меня ведь она есть. Возможно, это не то время, когда человек хочет приблизиться к богу, возможно, это то время, когда в душе человека просто нет места богу и тогда, он спускается на землю.
Картина снята безусловно с упором на экзистенциальную философию. По сути, фильм описывает как существуют люди, что они чувствуют и за что борются в эпоху послевоенного Берлина.
Операторская работа создает атмосферу какого-то хаоса. Довольно резко сменяются кадры, очень много проездок на тележке, которые возникают совершенно неожиданно и несколько аляписто, что тоже сказывается на атмосфере и общем впечатлении о том времени.
Рассуждая об идее фильма, я бы описала ее через формулировку, которую услышала в картине и процитировала выше: “У вас, у зрячих, слишком много красок, для того чтобы знать, что такое время”.
А вы смотрели эту картину?