В 1845-м году, когда Самара еще числилась уездом Симбирской губернии, мещанин Иван Чегодаев приобрел с торгов у городских властей огромный загородный участок вблизи будущей Воскресенской площади для насаждения фруктового сада. Поскольку через несколько лет Самара стала губернской столицей и принялась быстро разрастаться, хозяину показалось более выгодным предоставить часть садовой территории под застройку.
Первый домовладелец – самарский мещанин Г.В. Баскаков – около 1879-го года выстроил на усадебном месте с нынешним адресом Садовая,231 двухэтажный каменный дом с дворовыми службами по проекту архитектора Н. Радуйского. В первом этаже располагались лавки, имевшие по два окна и вход посередине, над лавками поднимался жилой второй этаж в семь окон по фасаду.
Со второй половине 1890-х усадьбой владела уже дочь Баскакова, а в 1913-м году участок со строениями перешел в собственность самарского предпринимателя Матвея Егоровича Антонова. Уроженец Сызрани, начавший карьеру «мальчиком» в типографии, впоследствии вошел, вместе с Фирсом Наймушиным и Николаем Иванцовым, в пул крупнейших самарских торговцев «стратегическим товаром» - лесом, Являлся так же владельцем волжской дровяной пристани.
Усадьбу на окраине Воскресенской площади Антонов купил с далеко идущими планами, а именно – открытием частного кинематографа. Первым делом новый владелец провел реконструкцию существующего здания по проекту московского архитектора Григория Ивановича Котова. Выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества и Петербургской Академии Художеств, в 28 лет ставший академиком архитектуры, был ярым противником «псевдорусского стиля» и настаивал на современном осмыслении русского и мирового архитектурного наследия.
Его проект реконструкции здания под обустройство «электротеатра» предусматривал надстройку, полную перепланировку внутренних помещений и изменение фасада в архитектурной стилистике «декоративного модерна».
На симметричном трехчастном главном фасаде выделялись акцентированные высокими фигурными аттиками боковые части. Обрамляющие их пилястры декорированы круглыми лепными розетками, барельефами с акантовыми листьями и шнурами. Изначально в левой части раскрывался проем парадного входа в кинотеатр, в правой – прямая проездная арка во двор.
В центре фасада на первом этаже находились окна-витрины с трехчастной расстекловкой, над оконными и дверными проемами шли декоративные тяги из изумрудно-зеленой глазурованной плитки. Вертикальные парные окна второго этажа разделены каннелированными полуколоннами с цветочными розетками в пьедесталах и львиными масками над капителями, венчает среднюю часть фасада кованое ажурное ограждение и парапетные столбики. На обеих высоко поднятых над венчающим карнизом фигурных аттиковых стенках красовались символические женские театральные маски, декор в виде морских раковин и крупная, издалека видная надпись - «ТЕАТРЪ ФУРОРЪ».
Помещения кинематографа – фойе, сцена и зрительный зал – занимали второй этаж, на первом этаже, в традициях тех лет, находились чайный магазин и кондитерская.
Пробный «прогон» прошел в «Фуроре» в конце декабря 1913-го. Тогда же Матвей Егорович подписал контракт со струнным оркестром на исполнение в фойе музыкальных номеров перед началом сеанса и в антрактах, но требуемое разрешение от околоточного надзирателя было получено лишь спустя 2 месяца. Возможно, доблестный страж порядка ждал вознаграждения? Так или иначе, 23 февраля 1914-го года, после торжественного молебна состоялся первый официальный сеанс, показывалась картина «Ревность» по драме М.П. Арцыбашева.
Надо сказать, что в отличие от других синематографов, «Фурор» почти не рекламировался в газетах. Причина, видимо, в том, что его аудитория газет не читала. Зрителями были местные обитатели – торговцы с Воскресенского рынка, рабочие пристаней, береговых лесопилок и мельниц, небогатые окрестные мещане и хулиганы-«горчишники».
Публику привлекало само здание - необыкновенное для этого неряшливого места, так что у афиш вечно толпился народ, а по выручке «Фурор» сразу вышел на третье место в городе. Кстати, провозгласить в Самаре установление Советской власти в октябре 1917-го планировали именно в «Фуроре» - но поскольку зал оказался маловат, мероприятие перенесли в «Олимп».
А вообще кинотеатры быстро стали своего рода общественно-политическими центрами. С начала Первой мировой владельцы самарских синематографов начали передавать часть доходов на нужды фронта. Так, 11 сентября 1914-го года именно М.Е. Антонов, избранный уполномоченным городских биоскопов, обратился к губернатору за разрешением на дополнительные сеансы с перечислением половины выручки в Красный Крест.
После бегства из Самары белочехов и окончательного установления власти Советов 1 февраля 1919-го все кинотеатры закрыли «по причине контрреволюционного и бульварного характера показываемых в них картин», однако уже 8 марта по просьбе жителей часть была вновь открыта. 27 августа 1919-го В.И. Ульянов-Ленин подписал декрет о национализации кинодела, после чего теперь уже бывший владелец «Фурора» Матвей Егорович Антонов превратился в «чуждый враждебный элемент эксплуататорского класса», лишился избирательных прав и из Самары был выслан. Краеведы отыскали в архивах дело 1931-го года о восстановлении Матвея Егоровича Антонова в правах, но вопросы остаются, поскольку в архивном документе указан другой год его рождения.
Воскресенскую площадь, как мы знаем, переименовали в Самарскую, благоустроили. Обновленному сталинскому ансамблю площади прежнее «мещанское» название кинотеатра не соответствовало, и решением горисполкома «Фурор» 1 мая 1953 года был переименован в «Первомайский»
В сложные 1990-е, когда большинство городских кинотеатров закрыли или «перепрофилировали» в торговые и офисные центры, «Первомайскому» повезло. В 1994-м пустовавший кинотеатр передали коллективу муниципального театра «Самарская площадь». Правда, реконструкция помещений и отделка фасада заняла 13 лет – но 26 октября 2007-го года театр пригласил в свой новый дом первых зрителей. В прошедшем году коллектив, бессменно возглавляемый Е.Б. Дробышевым, отметил два юбилея – 35 лет со дня основания и 15 лет работы на Садовой, 231
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете