Перенос столицы в Москву 12 марта 1918 года это последний перенос столицы в современной истории. 12 марта 1918 года управляющий делами Совета народных комиссаров Владимир Бонч-Бруевич подписал «Извещения о переезде в Москву». 30 декабря 1922 года его подтвердил 1-й Всесоюзный съезд Советов. Только когда образовали СССР, Москва официально стала столицей советского государства.
Предваряющие события
В феврале 1918 года на приём к Ленину пришёл член Комитета революционной обороны Петрограда Михаил Дмитриевич Бонч-Бруевич. Во время Первой мировой войны занимался знаменитым делом компании "Зингер", из-за чего был отстранен от должности. Бонч-Бруевич настаивал на переносе столицы из-за опасности её захвата германскими войками, которые находились в Пскове и Нарве - всего в 200 километрах от Петрограда. Несмотря на подписаннный 3 марта 1918 года Брестский мир немцы в любой момент могли начать наступление на столицу.
Из-за этой же угрозы переезжать в Москву собиралось ещё Временное правительство в 1917 году.
Ленин согласился с доводами Бонч-Бруевича и поручил организовать переезд. Окончательным местом дислокации столицы определена Москва.
Чтобы дезинформировать противника запустили слух, что правительство собирается переезжать в Нижний Новгород. Эта весть мгновенно распространилась по Петрограду. В народе сложили частушку:
Курица - не птица
Петроград не столица
Учреждения стали собираться в дорогу.
Дезинформация подействовала и эсеры, которые собирались взорвать правительственный поезд с Лениным не узнали о реальных сроках и конечном пункте переезда.
- "Я целой системой мер и действий думаю совершенно парализовать террористические замыслы эсеров" - Владимир Бонч-Бруевич
Первые поезда с сотрудниками госучреждений выехали раньше правительства с Николаевского вокзала - сейчас Московский вокзал.
Переезд правительства
Правительственный спецпоезд № 4001 отправился в 22.00 10 марта 1918 года не с вокзала, а с остановочного пункта «Цветочный пост» (ныне «Цветочная») — товарной станции на соединительной ветви Николаевского вокзала.
В спецпоезде было 72 человека правительства, членов их семей, и охраны из латышских стрелков. Переезжавшему можно было взять с собой 10 пудов багажа на члена семьи. В купе не разрешалось включать свет и предписывалось задёрнуть шторки.
Впереди и сзади спецпоезда ехали поезда. Они обеспечивали защиту от подрыва и нападения сзади.
Все было хорошо! Но из-за безалаберности дорожных служб между передним поездом и спецпоездом каким-то образом оказался поезд с матросами-анархистами, которых выслали из Петрограда. Их отсекли только на станции Малая Вишера, где разоружили с помощью латышских стрелков.