Найти в Дзене

Контрасты города и деревни. Москва 60-е годы.

Процесс поглощением Москвой деревень и новых территорий, где была сельская застройка шёл не безболезненно для местных жителей, которые уже привыкли к своему укладу жизни, и совершенно не хотели переезжать в бетонные дома. У них был свой огород и подсобное хозяйство, даже коровы были не в диковинку. Наибольшая активность в застройке окраин и избавление Москвы от деревянных частных строений пришелся на начало 60-х годов. Черёмушки, Тропарево, Чертаново, Медведково, Беляево-Богородское и многие другие самобытные подмосковные деревеньки ставшими частью большой Москвы. Вот что вспоминала заслуженный архитектор России Зоя Харитонова: «Я проектировала район Гольяново в 1963 году. Когда я приехала осматривать будущее место строительства, там было поле, где пастух пас стадо телят. Именно в такие места, где, по сути, еще были деревни и села, и предполагалось переселить часть людей из центра. Строили там пятиэтажки, те самые, с крайне неудобными кухнями в 5 квадратных метров. Их сейчас многие кри

Процесс поглощением Москвой деревень и новых территорий, где была сельская застройка шёл не безболезненно для местных жителей, которые уже привыкли к своему укладу жизни, и совершенно не хотели переезжать в бетонные дома. У них был свой огород и подсобное хозяйство, даже коровы были не в диковинку. Наибольшая активность в застройке окраин и избавление Москвы от деревянных частных строений пришелся на начало 60-х годов. Черёмушки, Тропарево, Чертаново, Медведково, Беляево-Богородское и многие другие самобытные подмосковные деревеньки ставшими частью большой Москвы.

Вот что вспоминала заслуженный архитектор России Зоя Харитонова: «Я проектировала район Гольяново в 1963 году. Когда я приехала осматривать будущее место строительства, там было поле, где пастух пас стадо телят. Именно в такие места, где, по сути, еще были деревни и села, и предполагалось переселить часть людей из центра. Строили там пятиэтажки, те самые, с крайне неудобными кухнями в 5 квадратных метров. Их сейчас многие критикуют. Но ведь надо понимать, что это все же лучше, чем жить в подвалах, бараках или, в лучшем случае, в коммуналке, как я. Даже монастырские кельи в Новодевичьем монастыре были жилыми! А тут каждой семье дали бесплатно по квартире. Удалось это сделать как раз благодаря этим неидеальным пятиэтажкам»

Например Тропарево недостатка в новоселах не испытывало, потому что изначально жителям было обещано провести туда метро. А вот с Бирюлево были проблемы, там была железнодорожная станция и люди понимали, что в ближайшее время метро к ним могут не подтянуть, поэтому тянули с переездом. Очень тяжело проходило переселение в другие районы Москвы жителей села Коломенское. Местные жители имели там крепкие бревенчатые дома и расселение села растянулось с конца 1970-х годов до конца 80-х. В отличие от других районов здесь жители оказывали активное сопротивление, потому что постройки были у них в собственности. Всё это время власти как могли соблазняли местных новым комфортабельным жильём.

Фото - Erich Einhorn
Фото - Erich Einhorn

Ленинский проспект, у сегодняшней улицы Строителей. Кругом башенные краны, дома в стадии строительства, а бабушка гонит свою корову. У неё недалеко свой дом.

Фото 1962 года
Фото 1962 года

Гуси спокойно пасутся на Перовом поле, сейчас Зелёный проспект.

Стэн Вейман, 1963 год
Стэн Вейман, 1963 год

Проспект Мира, у дома 173

Фото 1962 года из архива Александра Филатова
Фото 1962 года из архива Александра Филатова

Село Крылатское. Видны МГУ и ниже - Главный дом усадьбы Кунцево на фоне МГУ. Село вошло в состав Москвы в 1960 году. От прежнего села остался только храм Рождества Пресвятой Богородицы

Село Крылатское, большой перекрёсток
Село Крылатское, большой перекрёсток
Фото 1968 года
Фото 1968 года

Уже проложена Веерная улица, а на переднем плане остатки частных домов.

Фото 1963 года, деревня Мазилово
Фото 1963 года, деревня Мазилово

На фотографии видны строящиеся хрущёвки на улицах Кастанаевской и Тарутинской, сейчас снесены.которые здесь достраиваются,
ныне уже снесены и заменены жильём современных серий.

деревня Мазилово
деревня Мазилово
Фото - Peter Bock-Schroeder
Фото - Peter Bock-Schroeder
-10

Над старым Дорогомилово возвышается гостиница Украина

Фото из архива Георгия Федосова, 1960 год.
Фото из архива Георгия Федосова, 1960 год.

Понтонный мост на Москве-реке, соединявший деревни Щукино и Строгино. Вид на деревню Щукино.

-12

Ленинградское шоссе у станции метро Сокол. Чудесные деревянные дома у станции метро Сокол. В 1957 году из уже не будет.

Фото из архива Сергея Протасова, 1965 год.
Фото из архива Сергея Протасова, 1965 год.

Деревня Петрово с живописными оврагами. В 1950-х в ней расположили ферму Красногорской птицефабрики. В состав Москвы деревня вошла в 1960 году. Но эти места не застраивались до середины 80-х годов. И даже в 2000-е годы здесь можно было видеть наделы с картошкой.

Фото из архива Александра Шанина, 1968 год
Фото из архива Александра Шанина, 1968 год

Дача в Покровском-Стрешневе. Трамвай № 6.

Фото 1963 года
Фото 1963 года

Бараки на Астрадамском проезде, рядом Тимирязевский парк.

Фото: А.Зилов, 1967 год
Фото: А.Зилов, 1967 год

Да, это тоже Москва. 6-й проезд Марьиной Рощи. За этими местами с незапамятных времён тянулась дурная слава. Свою роль сыграли страшные мифы и легенды, которые сопровождали эти места. В начале ХХ века здесь действительно было неспокойно. Грабежи и разбой были обычным делом.

Фото: Киреев, 1966 год
Фото: Киреев, 1966 год

Измайлово 1966 год. Это Измайловский проезд, вдалеке церковь Рождества Христова в Измайлово. Церковь сохранилась до наших дней.

Фрагмент панорамы 1962 года
Фрагмент панорамы 1962 года

Всё что осталось от села Черёмушки (вид с улицы Шверника)

Фото 1966 года
Фото 1966 года

Сокольники, Олений вал

Если вам нравятся фотографии нашего советского времени и вы хотите вспомнить это счастливое время, подписывайтесь на мой канал. Здесь мы вернёмся во времена СССР и ощутим тёплые эмоции от просмотра. До новых встреч!

Посмотреть мои другие публикации можно здесь.