Найти тему

Визуальный словарь: Красота в глазах смотрящего. Зачем Ренуар 5 раз рисовал Жанну Самари.

Красота - понятие субъективное. Эта банальная истина, которая лучше всего выражается в известной формуле "красота в глазах смотрящего". Французский художник-импрессионист доказал справедливость этого выражения, создавая портреты одной и той же девушки, которая, по его мнению, была необычайно талантлива и озаряла всё вокруг себя волшебным светом.

25 февраля 1841 года родился Пьер Огюст Ренуар - художник, чьё имя (или хотя бы фамилию) знают даже люди, очень далекие от искусства и не интересующиеся живописью. Чаще всего его имя прочно ассоциируется с революционным для того времени художественным направлением - импрессионизмом.

В отличии от многих своих современников, получивших признание только посмертно, Ренуар был модным художником. Особенно был высок спрос на светские портреты, выполненные в своеобразной манере. И только одна модель была запечатлена мастером несколько раз: актриса Жанна Самари была необычайно интересна художнику. Ренуар воспринимал образ девушки, как источающий удивительное тёплое сияние.

Первую попытку изобразить этот внутренний свет художник предпринял в 1877 году. Результат работы совершенно не понравился Ренуару, но он не стал уничтожать портрет Жанны Сомари. Сейчас эта работа входит в коллекцию театре Комеди-Франсез в Париже. Вот она:

Пьер Огюст Ренуар. Портрет Жанны Сомари (1877)
Пьер Огюст Ренуар. Портрет Жанны Сомари (1877)

Вторая попытка, по мнению Ренуара, оказалась более удачной. И именно этот портрет молодой актрисы - одна из наиболее известных и узнаваемых картин художника. Она входит в коллекцию Пушкинского музея в Москве:

Пьер Огюст Ренуар. Портрет Жанны Сомари (1878)
Пьер Огюст Ренуар. Портрет Жанны Сомари (1878)

В том же 1878 году Ренуар решил написать портрет Жанны Сомари в полный рост. Эта работа является частью коллекции Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург).

Пьер Огюст Ренуар. Портрет Жанны Сомари в полный рост (1878)
Пьер Огюст Ренуар. Портрет Жанны Сомари в полный рост (1878)

Судя по тому, что появились и другие портреты девушки, художник всё ещё не был доволен результатом своих трудов - он искал свой изобразительный метод, который позволил бы передать тот самый удивительный внутренний свет. В том же 1878 году бы написан еще один известный портрет Жанны. Сейчас он находится в коллекции музея Цинциннатти (Огайо, США).

Пьер Огюст Ренуар. Жанна Сомари (1878)
Пьер Огюст Ренуар. Жанна Сомари (1878)

Как говорится, и это ещё не всё! Художник продолжал экспериментировать и написал ещё один, пятый портрет Жанны - весьма экстравагантный и, видимо, поэтому малоизвестный. Он представлен в Национальной галерее Вашингтона (США):

Пьер Огюст Ренуар. Жанна Сомари (1878)
Пьер Огюст Ренуар. Жанна Сомари (1878)

Надо сказать, не один Ренуар был вдохновлен "светящейся" Жанной. Её портреты писали и другие художники, менее склонные к творческим экспериментам, но явно стремящиеся передать необычное впечатление, которое производила эта девушка. Вот, например, портрет актрисы кисти Луизы Аббема:

Луиза Аббема. Портрет Жанны Сомари (1879)
Луиза Аббема. Портрет Жанны Сомари (1879)

Даже немного жаль, что сохранились фотопортреты Жанны. Фотокамера совершенно не передает лёгкость и внутренний свет, который удалось воспроизвести художникам:

Фотопортрет Жанны Сомари
Фотопортрет Жанны Сомари

В последующие 10 лет Ренуар больше не рисовал Жанну. А в 1890 году она умерла, едва дожив до 30 лет. К тому времени Ренуар уже отошел от экспериментов в области импрессионизма и на 20 лет отправился в долгий творческий поиск собственного художественного метода.

Ренуар усердно трудился даже в преклонном возрасте, когда болезнь изуродовала его руки, от чего удерживать кисть было всё сложнее.

Но, сравнивая его поздние работы с самым известным портретом Жанны, можно увидеть очевидное сходство художественных приемов. Таков, например парный портрет "Две девочки" (1892, Музей Оранжери, Париж).

Пьер Огюст Ренуар "Две девочки" (1892)
Пьер Огюст Ренуар "Две девочки" (1892)

В итоге Ренуар разработал уникальный творческий метод, позволяющий передавать зыбкие переливчатые перламутровые оттенки, которые создавали ощущение настоящего живого цвета, света и воздуха. Первые шаги в обнаружении этих живописных приемов он сделал, работая над портретами Жанны Сомари с её "светящимся изнутри талантом".