Красота - понятие субъективное. Эта банальная истина, которая лучше всего выражается в известной формуле "красота в глазах смотрящего". Французский художник-импрессионист доказал справедливость этого выражения, создавая портреты одной и той же девушки, которая, по его мнению, была необычайно талантлива и озаряла всё вокруг себя волшебным светом.
25 февраля 1841 года родился Пьер Огюст Ренуар - художник, чьё имя (или хотя бы фамилию) знают даже люди, очень далекие от искусства и не интересующиеся живописью. Чаще всего его имя прочно ассоциируется с революционным для того времени художественным направлением - импрессионизмом.
В отличии от многих своих современников, получивших признание только посмертно, Ренуар был модным художником. Особенно был высок спрос на светские портреты, выполненные в своеобразной манере. И только одна модель была запечатлена мастером несколько раз: актриса Жанна Самари была необычайно интересна художнику. Ренуар воспринимал образ девушки, как источающий удивительное тёплое сияние.
Первую попытку изобразить этот внутренний свет художник предпринял в 1877 году. Результат работы совершенно не понравился Ренуару, но он не стал уничтожать портрет Жанны Сомари. Сейчас эта работа входит в коллекцию театре Комеди-Франсез в Париже. Вот она:
Вторая попытка, по мнению Ренуара, оказалась более удачной. И именно этот портрет молодой актрисы - одна из наиболее известных и узнаваемых картин художника. Она входит в коллекцию Пушкинского музея в Москве:
В том же 1878 году Ренуар решил написать портрет Жанны Сомари в полный рост. Эта работа является частью коллекции Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург).
Судя по тому, что появились и другие портреты девушки, художник всё ещё не был доволен результатом своих трудов - он искал свой изобразительный метод, который позволил бы передать тот самый удивительный внутренний свет. В том же 1878 году бы написан еще один известный портрет Жанны. Сейчас он находится в коллекции музея Цинциннатти (Огайо, США).
Как говорится, и это ещё не всё! Художник продолжал экспериментировать и написал ещё один, пятый портрет Жанны - весьма экстравагантный и, видимо, поэтому малоизвестный. Он представлен в Национальной галерее Вашингтона (США):
Надо сказать, не один Ренуар был вдохновлен "светящейся" Жанной. Её портреты писали и другие художники, менее склонные к творческим экспериментам, но явно стремящиеся передать необычное впечатление, которое производила эта девушка. Вот, например, портрет актрисы кисти Луизы Аббема:
Даже немного жаль, что сохранились фотопортреты Жанны. Фотокамера совершенно не передает лёгкость и внутренний свет, который удалось воспроизвести художникам:
В последующие 10 лет Ренуар больше не рисовал Жанну. А в 1890 году она умерла, едва дожив до 30 лет. К тому времени Ренуар уже отошел от экспериментов в области импрессионизма и на 20 лет отправился в долгий творческий поиск собственного художественного метода.
Ренуар усердно трудился даже в преклонном возрасте, когда болезнь изуродовала его руки, от чего удерживать кисть было всё сложнее.
Но, сравнивая его поздние работы с самым известным портретом Жанны, можно увидеть очевидное сходство художественных приемов. Таков, например парный портрет "Две девочки" (1892, Музей Оранжери, Париж).
В итоге Ренуар разработал уникальный творческий метод, позволяющий передавать зыбкие переливчатые перламутровые оттенки, которые создавали ощущение настоящего живого цвета, света и воздуха. Первые шаги в обнаружении этих живописных приемов он сделал, работая над портретами Жанны Сомари с её "светящимся изнутри талантом".