Найти в Дзене
сергей пантелеев

Неизвестные и забытые. Вальтер Шатильонский

Сегодня я хочу представить вам стихотворение Вальтера Шатильонского "Обличение Рима". Как то в пору оно пришлось. Совершенно случайно оно очень точно описывает современную политику запада, хотя написано в 12 веке. Вальтер Шатильонский на немецкий манер, или Готье на французский, или уж совсем Гуальтерос на латыни, ныне в интернете причисляется то к вагантам, то даже к трубадуром, но, по всей видимости, не принадлежал ни к тем ни к другим.

вальтер шатильонский (1135—1200)
вальтер шатильонский (1135—1200)

Ни по языку поэзии, ни по тематике стихотворений он резко отличается о этих направлений. По своей направленности его творчество более похоже на творчество вийона, жившего на три столетия позже. Свои стихотворения он писал на латыни, поэтому правильней это причислять к латинской школе.

Выпусник Парижского университета, Вальтер служил Генриху II Плантагенету, был близок с Бекетом, после убийства которого вернулся во Францию. Последние годы своей жизни провел в Амьене. Погиб во время эпидемии чумы.

Итак обещанное стихотворение.

Обличение Рима

Обличить намерен я лжи природу волчью:
Часто, медом потчуя, нас питают желчью,
Часто сердце медное златом прикрывают,
Род ослиный львиную шкуру надевает.

С голубиной внешностью дух в разладе волчий:
Губы в меде плавают, ум же полон желчи.
Не всегда-то сладостно то, что с медом схоже:
Часто подлость кроется под атласном кожей.

Замыслы порочные скрыты речью нежной,
Сердца грязь прикрашена мазью белоснежной.
Поражая голову, боль разит все тело;
Корень высох - высохнуть и ветвям приспело.

Возглавлять вселенную призван Рим, но скверны
Полон он, и скверною все полно безмерной -
Ибо заразительно веянье порока,
И от почвы гнилостной быть не может прока.

Рим и всех и каждого грабит безобразно:
Пресвятая курия - это рынок грязный!
Там права сенаторов продают открыто,
Там всего добьешься ты при мошне набитой.

Кто у них в судилище защищает дело,
Тот одну лишь истину пусть запомнит смело:
Хочешь дело выиграть - выложи монету:
Нету справедливости, коли денег нету.

Есть у римлян правило, всем оно известно:
Бедного просителя просьба неуместна.
Лишь истцу дающему в свой черед дается -
Как тобой посеяно, так же и пожнется.

Лишь подарком вскроется путь твоим прошеньям.
Если хочешь действовать - действуй подношеньем.
В этом - наступление, в этом - оборона:
Деньги ведь речистее даже Цицерона.

Деньги в этой курии всякому по нраву
Весом, и чеканкою, и сверканьем сплава.
В Риме перед золотом клонятся поклоны,
И уж, разумеется, все молчат законы.

Ежели кто взяткою спорит против права -
Что Юстиниановы все ему уставы?
Здесь о судьях праведных нету и помина -
Деньги в их суме - зерно, а закон - мякина.

Алчность желчная царит в Риме, как и в мире:
Не о мире мыслит клир, а о жирном пире;
Не алтарь в чести, а ларь там, где ждут подарка,
И серебряную чтят марку вместо Марка.

К папе ты направился? Ну так знай заране:
Ты ни с чем воротишься, если пусты длани.
Кто пред ним с даянием появился малым,-
Взором удостоен он будет очень вялым.

Не случайно папу ведь именуют папой:
Папствуя, он хапствует цапствующей лапой.
Он со всяким хочет быть в пае, в пае, в пае -
Помни это каждый раз, к папе приступая.

Писарь и привратники в этом с папой схожи,
Свора кардинальская не честнее тоже.
Если, всех обславивши, одного забудешь,-
Всеми разом брошенный, горько гибнуть будешь.

Дашь тому, дашь этому, деньги в руку вложишь,
Дашь, как можешь, а потом дашь и как не можешь.
Нас от многоденежья славно в Риме лечат:
Здесь не кровь, а золото рудометы мечут.

К кошельку набитому всем припасть охота;
Раз возьмут и два возьмут, а потом без счета.
Что считать на мелочи? Не моргнувши глазом,
На кошель навалятся и придушат разом.

Словно печень Тития, деньги нарастают:
Расточатся, явятся и опять растают.
Этим-то и кормится курия бесстыдно:
Сколько ни берет с тебя, все конца не видно.

В Риме все навыворот к папской их потребе:
Здесь Юпитер под землей, а Плутон на небе.
В Риме муж достойнейший Выглядит не лучше,
Нежели жемчужина средь навозной кучи.

Здесь для богача богач всюду все устроит
По поруке круговой: рука руку моет.
Здесь для всех один закон, бережно хранимый:
"Ты мне дашь - тебе я дам" - вот основа Рима!