Участники закупки, которые врут в составе заявки являются проблемой как заказчиков, так и поставщиков.
О чем я?
Рассмотрим типичную ситуацию.
Заказчик проводил конкурс по 223-ФЗ. В качестве предмета оценки необходимо было подтвердить наличие опыта выполнения аналогичных работ. Подтверждающие документы опыта: копии договора и акта приемки на данный вид работ. Максимальный балл присваивался заявке, подтвердившей аналогичный опыт на большую сумму.
Было подано 2 заявки.
❗В первой заявке (назовем - ООО «Ручьи») содержались сведения об аналогичном опыте по 223-ФЗ и 44-ФЗ, но общая сумма исполненных обязательств по договорам была незначительна (10 млн. рублей).
❗Во второй заявке (назовем - ООО «Самсон») содержались сведения об аналогичном опыте по прямым коммерческим договорам на значительную общую сумму (100 млн. рублей).
При анализе договоров, закрывающих документов и деятельности участников закупки у заказчика возникли серьезные подозрения в подлинности предоставленных договоров со стороны второго участника закупки ООО «Самсон». Проще говоря, заказчик догадался, что договоры «нарисованные».💥
При этом, в случае принятия опыта ООО «Самсон» заказчику придется признать его победителем процедуры закупки и заключить с ним договор.😑
Встает извечный вопрос «Что делать?» К сожалению (а для кого-то к счастью) у заказчика отсутствует механизм проверки подлинности документов.
На самом деле у заказчика есть как минимум пять вариантов действий:
1. Поверить ООО «Самсон», признать его победителем закупки и заключить с ним договор. В этом случае заказчику придется надеяться на добросовестность такого участника и исходить из того, что для победы в закупке все средства хороши.✅
2. Искать различные поводы для отклонения заявки ООО «Самсон». Здесь заказчики часто начинают придираться к банковским гарантиям или сведениям о товаре, работе, услуге.✅
3. Искать различные противоречия в предоставленных ООО «Самсон» договорах и по итогу не засчитывать их все или большую часть. Такими противоречиями могут быть: нечитаемый скан, несоответствие сумм в договоре и актах, несоответствие по годам, датам, месту выполнения работ или предмету закупки.✅
4. Также заказчик может отправлять запрос на разъяснение такому участнику закупки, в котором может попросить дополнительно предоставить подтверждающие документы исполнения данных договоров (встречается крайне редко). Кроме того, запрос на подтверждение выполнения работ на объектах может быть направлен контрагентам, которые указаны заказчиками по предоставленным договорам.✅
5. Заказчик может признать ООО «Самсон» победителем процедуры закупки и при заключении договора начать выяснять все спорные моменты. Были случаи, когда на этапе заключения договора по 223-ФЗ Заказчик отказывался от заключения договора, когда находил доказательства подложности документов участника закупки. Заявка такого участника просто отклонялась дополнительным протоколом.✅
Что делать компании, которая оказалась на месте ООО «Ручьи», если из итогового протокола ясно, что победителем закупки стал участник с сомнительной квалификацией?
На самом деле обоснованно проверить наличие коммерческого опыта другого участника крайне сложно, однако у честного поставщика есть возможность написать жалобу в ФАС о неправомерном признании победителя процедуры закупки, где усомниться в подлинности предоставленного опыта. Как правило, ФАС не любит голословных осуждений и требует факты. Поскольку участник закупки не располагает данными другой заявки, можно лишь исходить из официальных источников. Например, найти в сети Интернет информацию о том, что:
- компания существует на рынке достаточно малое время и теоретически не могла исполнить большой объем договоров;✅
- компания не участвует в госзакупках и не имеет соответствующего опыта;✅
- деятельность компании не соответствует предмету закупки.✅
Могут быть найдены и иные доводы, однако все это не относится к доказательной базе. В данном случае, участнику закупки остается лишь рассчитывать на комиссию ФАС, которая должна перепроверить все предоставленные договоры на предмет подлинности.
Чтобы избежать подобных ситуаций, заказчику следует требовать опыт выполнения аналогичных работ по договорам, исполненным в рамках 223-ФЗ и 44-ФЗ или разработать собственную систему проверки подлинности. Например, у РЖД разработана такая система относительно проверки кадровых ресурсов. Когда заказчик имеет право устроить выездную проверку по адресу участника закупки, чтобы получить подтверждение предоставленным в заявке сведениям.
Поставщикам в таких случаях следует рассчитывать только на свою квалификацию, комиссию заказчика или комиссию ФАС.