Найти тему

Балабанов и литература

Сегодня исполнилось бы 64 года режиссёру Алексею Балабанову. Если вы не видели его фильмы, то я вам по-хорошему завидую. Лично я не могу назвать ни одного современного отечественного режиссёра, равного Балабанову по глубине идей и философичности и мудрости их реализаций. Ряд его фильмов основан на литературных текстах — дебютный полный метр "Счастливые дни" начинён отсылками к ирландскому абсурдисту Сэмюэлу Беккету; поразительный "Замок" — экранизация одноимённого романа Франца Кафки; шокирующий "Морфий" снят по сценарию Сергея Бодрова-младшего и основан на булгаковских "Записках юного врача" и рассказе "Морфий".


Недавно я узнала о неосуществленных замыслах Балабанова и была поражена. Потому что он очень хотел экранизировать "Пикник на обочине" братьев Стругацких. Балабанов считал, что фильм Тарковского не имеет никакого отношения к книге: "Там от Стругацких ничего нет, а я хотел сделать научно-фантастический фильм". Он уже начал продумывать, прописывать, прорисовывать...


Также один из нереализованных проектов режиссёра — экранизация "Камеры обскура" Владимира Набокова. Особенно Балабанова впечатлила история любовного треугольника со слепым Кречмаром во главе: герой, который ослеп после автомобильной аварии, не подозревает о том, что любовник его жены давно живёт вместе с ними. Этот сюжет потом отразится в последнем сценарии Балабанова "Мой брат умер". Также режиссёр хотел снять киноадаптацию романа "Пан" норвежского писателя Кнута Гамсуна, в котором герой удаляется из городов в леса, чтобы стать пророком.