Найти тему
Галерея ART&STARS

ТВОРЧЕСТВО «ЗАЛОЖНИКА» ОДНОЙ СВОЕЙ КАРТИНЫ, НЕЗАУРЯДНОГО ХУДОЖНИКА ТИВАДАРА КОСТКИ ЧОНТВАРИ

Чонтвари Костка (Csontváry Kosztka). Пейзаж в окрестности города Банска Штьявница. 1902
Чонтвари Костка (Csontváry Kosztka). Пейзаж в окрестности города Банска Штьявница. 1902

Сказать по правде, мне всегда было очень обидно за Эдварда Мунка. А, собственно почему. Да потому, что он просто заложник своего «Крика». Речь, конечно, идет о его самой популярной работе. Но эта чёртова, вездесущая мода коснулась и искусства... Ведь все знают Мунка и, во многом, благодаря этой работе. Но мало кто знает, что у Мунка есть великолепные пейзажи, особенно интересные из них, на мой взгляд, те, в которых присутствует лунный след на воде. Мне повезло гораздо раньше увидеть эти работы, чем его пресловутый «Крик» (удалось купить небольшой польский альбомчик). Кстати, одна из моих публикаций на этом канале была посвящена как раз пейзажам Эдварда Мунка. Еще хуже подобная ситуация сложилась в отношении творчества очень самобытного и исключительно талантливого венгерского художника Тивадара Костки Чонтвари.

Чонтвари Костка (Csontváry Kosztka).Встреча влюбленных
Чонтвари Костка (Csontváry Kosztka).Встреча влюбленных
Чонтвари Костка (Csontváry Kosztka). Юный художник. 1898
Чонтвари Костка (Csontváry Kosztka). Юный художник. 1898
Чонтвари Костка (Csontváry Kosztka). Любовники. 1903.
Чонтвари Костка (Csontváry Kosztka). Любовники. 1903.
Чонтвари Костка (Csontváry Kosztka). Полнолуние над Таорминой. 1901.
Чонтвари Костка (Csontváry Kosztka). Полнолуние над Таорминой. 1901.

Именно своеобразным «заложником» этой картины «Старый рыбак» (1902) (см. ниже), естественно для нашего времени, является венгерский художник Тивадар Костка Чонтвари (1583-1919). Оказалось, что загадку этой картины (которую художник никому не показывал) относительно недавно разрешил музейный служащий, поставивший зеркало ровно посредине репродукции (сверху вниз), в результате чего из одного образа возникло два: справа (с учетом того, что половина картины в отражении зеркала) изображение дьявола на фоне сгущающегося мрачного моря и вулканического извержения, а слева - бог, на фоне благостного спокойствия. В принципе, картина очень точно отражает дуализм нашего мира, в котором добро и зло буквально соседствуют во всех явлениях и ситуациях:

Чонтвари Костка (Csontváry Kosztka). «Старый рыбак» (1902).
Чонтвари Костка (Csontváry Kosztka). «Старый рыбак» (1902).

Итак, в последние годы он стал довольно популярен в Интернет-публикациях, но, как ни странно, исключительно за счет этой картины, ставшей, как сегодня говорят, «вирусной». Даже на платформе Дзен как показал запрос, полно публикаций с этой вирусной работой, но ничего более о творчестве этого художника не было обнаружено. А оно, несомненно, стоит более детального знакомства…

Чонтвари Костка (Csontváry Kosztka). Кораблекрушение. 1903
Чонтвари Костка (Csontváry Kosztka). Кораблекрушение. 1903
Чонтвари Костка (Csontváry Kosztka). Римский мост Мостаре. 1903
Чонтвари Костка (Csontváry Kosztka). Римский мост Мостаре. 1903
Чонтвари Костка (Csontváry Kosztka). Цветущий миндаль в Таормине. 1902
Чонтвари Костка (Csontváry Kosztka). Цветущий миндаль в Таормине. 1902

На мой взгляд, Тивадар Костка Чонтвари относится к той категории художников, которая характеризуется следующими особенностями:
Во-первых, его творчество не просто классифицировать. Скажете, что это наив (примитивизм) и будете, по-своему, правы. Но это не тот наив, который художник сознательно выбирает в качестве основного стиля и следует ему всю жизнь. А наив Костки скорее сформирован по наитию (буквально «я так вижу»), что бывает присуще как раз художникам-самоучкам. А кто-то, несомненно, найдет черты символизма, магического реализма.
Во-вторых, его творчество настолько своеобразно, что каждый воспринимает его, по-своему, субъективно. Не случайно, его работы, впервые выставленные в Париже, впечатлили таких новаторов в живописи, как Пабло Пикассо и Марк Шагал…
Ну а по мне, так работы Костки выглядят очень современными, кажется, что как-будто художник родился на столетие позже – в 1953 г., а не в один год с Ван-Гогом.

Чонтвари Костка (Csontváry Kosztka). Молитва спасителю. 1903
Чонтвари Костка (Csontváry Kosztka). Молитва спасителю. 1903
Чонтвари Костка (Csontváry Kosztka). Женщина, сидящая у окна. 1890-е
Чонтвари Костка (Csontváry Kosztka). Женщина, сидящая у окна. 1890-е
Чонтвари Костка (Csontváry Kosztka). Паломничество к ливанским-кедрам. 1907
Чонтвари Костка (Csontváry Kosztka). Паломничество к ливанским-кедрам. 1907

Да и в жизни художника многое было не так как у других. Ведь почти никто сразу, вдруг не становится художником. А у него, наоборот - работал себе аптекарем и в свои 28 как-то, взглянув в окно, по какому-то наитию, на обратной стороне рецепта нарисовал увиденную им за окном повозку, запряженную буйволами. И всё, в один момент родился художник. Но аптекарское дело он не забросил, поскольку овладение художественным мастерством требовало и времени и накопления капитала. Правда, искусство аптекаря ему позже помогло, когда он стал экспериментировать с красками, добиваясь лучшего цветового эффекта от своих картин. А часть его фамилии – Чонтвари, есть не что иное как псевдоним, являющийся переводом славянской фамилии Костка на венгерский.

Чонтвари Костка (Csontváry Kosztka). Рдинокий- кедр. 1907. Обычно эту работу связывают с судьбой самого художника, обреченного при жизни на одиночество и непонимание. – М.Л.
Чонтвари Костка (Csontváry Kosztka). Рдинокий- кедр. 1907. Обычно эту работу связывают с судьбой самого художника, обреченного при жизни на одиночество и непонимание. – М.Л.
Чонтвари Костка (Csontváry Kosztka). Автопортрет.1900.
Чонтвари Костка (Csontváry Kosztka). Автопортрет.1900.
Чонтвари Костка (Csontváry Kosztka). Долина Большой Тарпатак в Татрах. 1904.-1905
Чонтвари Костка (Csontváry Kosztka). Долина Большой Тарпатак в Татрах. 1904.-1905

Параллельно своей аптекарской деятельности он стал брать уроки у 2-3-х художников- преподавателей, но отказавшись от академических воззрений пошел своим путем и в 40-летнем возрасте решил ступить на самостоятельный путь художника, при его жизни не приведший его ни к известности, ни к благосостоянию. Художник много путешествовал и, прежде всего, по Европе (Франция, Италия, Греция и др.) и по странам Ближнего Востока, в том числе по Ливану, где он создал ряд замечательных полотен.

Чонтвари Костка (Csontváry Kosztka). Прощальный взгляд солнца на Тригор, 1899
Чонтвари Костка (Csontváry Kosztka). Прощальный взгляд солнца на Тригор, 1899
Чонтвари Костка (Csontváry Kosztka). Прощальный взгляд солнца на Тригор. 1899
Чонтвари Костка (Csontváry Kosztka). Прощальный взгляд солнца на Тригор. 1899
Чонтвари Костка (Csontváry Kosztka). Руины греческого театра в Таормине.1905-г
Чонтвари Костка (Csontváry Kosztka). Руины греческого театра в Таормине.1905-г
Чонтвари Костка (Csontváry Kosztka). Мария в Назарете  1908
Чонтвари Костка (Csontváry Kosztka). Мария в Назарете 1908

За свою короткую жизнь в качестве художника он создал около ста работ, некоторые из них довольно большого формата. Много путешествовал, но на родине слыл чудаком, изгоем и даже сумасшедшим. Когда он умер в возрасте 65 лет, почти в нищете и забвении, родственники собрали около ста его холстов, свернули их в рулоны и отнесли это наследство к старьевщику в утиль. Но как это иногда бывает, случайный прохожий обратил на них внимание, выкупил у старьевщика и его работы получили новую жизнь, а художник известность и славу.

Чонтвари Костка (Csontváry Kosztka). Название не опред.
Чонтвари Костка (Csontváry Kosztka). Название не опред.
Чонтвари Костка (Csontváry Kosztka). Масленичная дорога в Иерусалиме.1905-г
Чонтвари Костка (Csontváry Kosztka). Масленичная дорога в Иерусалиме.1905-г

Ну а сегодня художник известен не только на своей родине, в Венгрии, где в городе Печ экспонируется в музее часть его работ, но и во всем мире. А его работы очень высоко оцениваются музеями и частными коллекционерами.

Чонтвари Костка (Csontváry Kosztka). Деревья, освещенные электрическим светом 1903
Чонтвари Костка (Csontváry Kosztka). Деревья, освещенные электрическим светом 1903
Чонтвари Костка (Csontváry Kosztka). Водопад
Чонтвари Костка (Csontváry Kosztka). Водопад
Чонтвари Костка (Csontváry Kosztka). Кастелламмаре ди стабия. 1902.
Чонтвари Костка (Csontváry Kosztka). Кастелламмаре ди стабия. 1902.

На этом пока всё. Искренне Ваш, Михаил Лукин. Особо признателен тем, кто, знакомясь с публикациями, оставляет комментарии, ставит оценки (лайки), и, тем более, подписывается. Рекомендую вам также заглянуть в родственные каналы по живописи Галерея АRTist и «ВАША ИСТОРИЯ ИСКУССТВ»

#культура #искусство #живопись