Найти тему

Интересные факты о таро

1. Как же возникло таро

Кто изобрел карты Таро? Существует мнение, что колоду придумали и первыми начали использовать цыгане. С этим предположением трудно не согласиться, ведь на обывательском уровне считается, что эти люди могут гадать, ворожить, предсказывать и обладают врожденной способностью к гипнозу.

Исследователями было изучено множество исторических документов, и большинство культурологов не нашли подтверждения этой версии. В архивах имеются данные о картах, относящиеся к началу XIV столетия, а сведения о кочующих по Европе цыганах начали встречаться с XV века. Изображений карт, которые упоминаются в летописях, найти не удалось, поэтому вопрос до настоящего времени обсуждается и будоражит умы ученых.

Перед тем как научиться гадать на картах Таро, необходимо понять, что представляет собой колода, что изображено на них. Обратимся к истории развития этого гадания.

2. Как же выглядит современная колода

В этой статье мы не ставили цель рассказать подробно о значениях всех карт. Здесь будет больше информация в целом о системе гадания.

В настоящее время колоды состоят из двух частей, которые называют старшими и младшими арканами. Помимо них, имеются две дополнительные пустые карты. Для раскладов используется как полная колода, так и ее сокращенные варианты. Соответственно, чтобы гадать полной колодой Таро, нужно взять все старшие и младшие арканы плюс обе белые карты (хотя можно обойтись и без них).

Разные виды раскладов подразумевают задействование различных сокращенных видов колод. Можно взять:

  • Старшую, в которую входят все старшие арканы.
  • Младшую, в которой все младшие арканы.
  • Неполную младшую, где только 36 младших арканов.

Если еще раз вернуться к цыганам, известно, что они обычно пользуются в гаданиях игральной колодой из 36 карт, которые, в принципе, можно отнести к младшим арканам. Полную они применяют редко, поэтому вряд ли авторство в изобретении Таро принадлежит им.

Младшие и старшие арканы сильно различаются между собой по внешнему виду. На картах второй группы изображены необычные картины, имеющие глубокий философский смысл. Когда человек думает, как научиться правильно гадать на картах Таро, то подразумевает обычно, что ему надо трактовать значения и сочетания этих рисунков, которые в прошлые века пугали суеверных людей.

Непосвященному кажется, что в каждом изображении заложен значительный символический смысл. Однако в исторических архивах хранятся документы с описанием того, как появились эти таинственные картинки.

3. Религиозные и исторические отсылки в развитии Таро

Израильский Синод, веря в возможность быстрой популяризации предсказаний и понимая риск роста интереса людей к нему, запретил использование гадательной системы, а также астрологию и другие эзотерические инструменты, способные поведать о будущем. Так начались первые притеснения предсказателей и гадалок.

Во времена инквизиции тарологов причисляли к еретикам, хотя работа с такими картами не упоминалась ни в одном официальном документе как недопустимая. Любопытно, что некоторое время карты даже выпускались с нанесенным на них религиозным изображением. Желающие могли приобрести классическую версию и альтернативную. В период Реформации церковные служители протестовали против изображения на картах Иерофанта и Верховной Жрицы, поэтому в тот период оформление карт было изменено.

Кстати, во время Великой Французской революции на изображениях придворных карт и некоторых старших арканов убрали короны, а некоторые и вовсе лишились головы.

4. Географические факты о Таро

Первые упоминания о картах Таро датированы 14-15 веком, хотя некоторые исследователи уверяют, что сохранились записи, датированные 1300 годом. Найдены они были якобы в Китае. Но известное всем упоминание карт, засвидетельствованное официальными источниками, все же имеет отношение к Европе.

Еще одним интересным фактом о Таро является легенда, окутывающая происхождение «Марсельского Таро». Исходя из названия, можно было бы предположить, что карты появились на свет в известном французском портовом городке. Но на самом деле они впервые увидели свет в Северной Италии, а затем были привезены на территорию Южной Франции в 1499 году после покорения Милана и Пьемонта.

История гадания на Таро тесно связана с Северной Италией. Здесь первые карты использовали в 15 веке для игр. Участникам необходимо было запомнить изображения арканов и их значения. Лишь спустя время на них появились цифры. Кроме того, в Италии к ним относились как к произведениям искусства. В отсутствии развитого печатного дела многие колоды прорисовывались мастерами вручную и на заказ. Позволить себе такие могли только аристократы и знатные персоны.

В 16 веке оригинальную колоду в Европу завезли исламские солдаты, прошедшие границы Италии, Испании и Сицилии. Будучи вдалеке от родного дома, они использовали послания арканов, чтобы узнать свою судьбу и ближайшее будущее. Турецкая колода Мамлюк была очень востребована. Как только с ней познакомились европейцы, появились новые модели колод.

Оккультисты из Франции первыми стали рассматривать Таро как мистический инструмент. Первым, кто посчитал карты «волшебными», стал Жан-Батист Аллиетт. Он сформировал эту идею в 1780-х годах, а Антуан Корт-де-Гебелин выпустил книгу, описывающей связь карт с оккультизмом. Так началась новая веха в истории Таро.

Интересные факты об арканах Таро

Любопытными историями окутана колода Таро, но не менее таинственным и любопытным является происхождение каждого конкретного аркана. Рассмотрим это на примере некоторых из карт.

  • Дурак или Шут – единственная карта, не имеющая числового значения. Ее называют нулевой. Этот аркан ассоциировали с Диким Человеком, героем мифов, чья история была описана в культуре Европы в Средние века. Любопытно, что с Диким Человеком Шута связывает инфантильное безумие и божественное просвещение, позволяющее идти в обход общепринятых рамок и норм.
  • Верховная Жрица продолжительное время носила название Папесса. Исследователи предполагают, что такое наименование карта получила в честь женщины-папы по имени Джоан, которая впервые была упомянута в официальных хрониках в 13 веке. Талантливый управленец и мастер перевоплощений, в образе мужчины она оказалась внутри церковной иерархии и была избрана конклавом папой. Разоблачение папессы состоялось из-за родов, случившихся с ней в ходе одной из важных церемоний. Легенда осталась жить в веках, хотя ученые не считают, что в этом вымысле есть доля правды.
  • Иерофант также первоначально носил наименование Папа. Это объясняется тем, что именно глава церкви, а не император принимал судьбоносные решения, касающиеся политических и военных дел во времена изобретения колоды.
  • В классических колодах с традиционным оформлением Император и Императрица держат в руках щит с изображением орла. Эта птица является историческим символом Священной Римской империи.
  • Колесница как символ обсуждалась еще философом Платоном. Это средство передвижения в колоде Таро Райдера-Уэйта запряжено черным и белым сфинксом. Любопытно, что философия Платона предполагает, что колесница изображает человеческую душу. При этом белый сфинкс отвечает за прагматику: логические рассуждения и интеллект, а черный сфинкс символизирует страсти и желания, эмоциональные и чувственные устремления.
  • Интересно, что в логике Таро Справедливость, Сила и Умеренность представляют собой 3 важных женских добродетели. Это подчеркивается античными мифами и христианскими учениями. Четвертой добродетелью является благоразумие, но такой карты в Таро нет.
  • Колесо Фортуны дает отсылку к одной из средневековых концепций, следуя которой Фортуна являет собой судьбу, которая вольна капризничать и идти на поводу у человека или ставить препоны. При этом для судьбы нет разделения на бедных или богатых, хороших или плохих – всем достается от нее в равной степени. Впервые колесо Фортуны было изображено в Вавилоне. В средневековье этот символ использовали в религии, политике и культурных направлениях. Описанная концепция просматривается во многих памятниках искусства. А тв-шоу «Колесо Фортуны», транслируемое в конце 20 века, вернуло зрителей к азам концепции.
  • Повешенный представляет собой человека, который закреплен вниз головой веревкой, обвязанной вокруг лодыжки. Такой персонаж был характерен для клеветнической живописи, популярной в период итальянского Ренессанса. Постепенно он стал образом предателей и метод такого подвешивания считался идеальным для убийства виновного персонажа. Такой каре подвергались воры, банкроты, мошенники и все те, кому по суду не предполагалась защита. Изображения подобной казни располагались в общественных местах с нравоучительной целью и для публичного порицания.
  • Смерть часто изображают на арканах в виде Мрачного Жнеца. Традиционный образ смерти неоднократно встречается в произведениях культуры и искусства европейских государств. Любопытно, что название карты порой опускалось и ее часто именовали «безымянной». Такой прообраз встречается в фольклорных произведениях, порой имеет гендерную принадлежность, появляется как в трагических повествованиях, так и в комедийных.