Наверное, сколько существует школа, как учебное заведение, столько и продолжаются споры родителей, стоит ли ребёнку помогать с выполнением домашних уроков.
Некоторые считают, что воспитывать в ребёнке самостоятельность необходимо с того момента, как у ребёнка появились свои обязанности в виде школы и домашних уроков. Некоторые же, наоборот, помогают и даже выполняют за ребёнка задания, лишь бы тот получил хорошую оценку или был на хорошем счету у классного руководителя.
При этом не будем забывать, что основная функция образовательного процесса в школах - дать знания, обучить и научить, а не выдать хорошую отметку.
Выполнение домашних заданий, да и школьное обучение в целом тесно связаны с эмоционально-волевой сферой ребёнка. Её формирование приходится на дошкольный возраст.
Главными функциями воли являются выбор целей и мотивов, возникновение побуждений к какой-либо деятельности при недостаточной мотивации, поиск психических и физических возможностей для преодоления определенных препятствий при достижении целей.
Но несмотря на начало формирования воли у детей в дошкольном возрасте, к началу школьного обучения эта сфера ещё только развивается и не может рассматриваться, как полностью созревшая. Кроме того, у всех детей есть свой собственный темп развития. И если один ребёнок уже адаптировался к школе, то другому нужно больше времени для этого.
Это всё говорит о том, что ребёнку трудно перейти от ведущей игровой дейтельности к учебной, ему по-прежнему сложно сосредоточиться на важном, не отвлекаться и выбрать деятельность, необходимую именно сейчас.
Именно поэтому я считаю, что детей нужно контролировать при выполнении школьных обязанностей, включая сбор портфеля, заполнения дневника и, само собой, в выполнении домашних заданий.
Я пишу "контролировать", подразумевая, что ребёнок младшего школьного возраста, конечно, может и сам готовиться к урокам, если он уже готов к этому (опять же зависит от его развития), но контроль со стороны родителей всё равно должен быть.
С детьми, которым ещё сложно долго сосредотачиваться на скучных домашних заданиях, не отвлекаться и организовать себя, родители должны помогать в обязательном порядке. Помогать, но не делать за ребёнка.
Однажды я наблюдала беседу двух учителей начальных классов. Одна из них показывала рабочую тетрадь ученика первоклассника, в которой грязные, потёртые страницы с кривыми крючками, выведенные детской рукой, резко сменяются ровными и аккуратными, явно нарисованными мамой или папой. Это было так очевидно, что даже забавно. Учительница сама была в растерянности и не знала, как к этому относиться.
По мере взросления ребёнка, его волевая сфера будет развиваться вместе с ним и становиться всё более устойчивой. Дети научаются контролировать себя, ставить цели, выбирать между значимыми задачами и не значимыми. Со временем ребёнок будет становиться более самостоятельным и контроль за выполнением его домашних заданий будет не так уж необходим.
Но младший школьный возраст - это то время, когда помощь в выполнении домашних уроков и контроль его учёбы важен для ребёнка и в перспективе для его успеваемости в старших классах.