Много хороших отзывов читала я на эту книгу, в том числе от тех, к чьему мнению прислушиваюсь, кому доверяю. «Хороших» — это даже слабо сказано. Восторженных. И, конечно, пройти мимо не могла. Увидела, что книга вышла в «Азбуке» в моей любимой серии «Русская литература. Большие книги», и сразу купила. Книга серьёзная, читала дольше обычного. Это не то произведение, которое проглатываешь одним махом. Более того, уверена, что к книге ещё вернусь. Поскольку входила в неё долго, и окончательно вошла и расчувствовалась уже под конец.
Роман «Ложится мгла на старые ступени» — автобиографический. Можно сказать, что Александр Чудаков шёл к нему всю жизнь. Но писать начал только в ноябре 1996 года. Автор задумал роман; но при написании композиционно книга стала распадаться. Чудаков отмечал сей факт в своих дневниках. И так, невольно, он осуществил чеховский замысел — роман в рассказах (а Чудаков был чеховедом, известным чеховедом!), коротких рассказах (38 глав), связанных одной темой и героями. Книгу можно читать с любой страницы, тем более перечитывать. Я это уже испытала на себе, когда возвращалась к некоторым предыдущим главам. Главы и писались автором в разнобой, и в первом, журнальном, варианте роман опубликовали не полностью, часть глав была дописана позже.
Александр Чудаков считал себя представителем последнего военного поколения и очень много чувств и смыслов вложил в свой единственный роман:
«Это будет последний роман-идиллия — ностальгия по доиндустриальной эпохе..., русско-интеллигентски-патриархальной, осколок дворянского XIX века»
Такой — русско-интеллигентско-патриархальной — была семья Чудакова и его дед, которого он боготворил. Умные, образованные, трудолюбивые люди, волей судьбы оказавшиеся в Чебачинске, городке ссыльных в Казахстане. Чудаков родился и вырос в Щучинске, с которого и списал Чебачинск.
Главный герой романа — Антон — вспоминает своё детство, юность, родных, множество близких и дальних ему людей. «Ложится мгла...» — роман взросления и становления героя. Повествование довольно хаотичное, общее полотно у меня сложилось далеко не сразу. О чём книга, спросите вы. Книга о жизни, о человеческих судьбах, о России. Середина XX века, люди старой закалки, старого духа, новые люди. Как всё переплетается, кто чего стоит, что потеряли и что приобрели. Единого сюжета нет.
Чудаков создал историко-философское произведение. В литературном плане текст качественный, но не сложный. Написано живо, местами даже смешно (иронические интонации автора великолепно считываются). Но это скорее монолог, диалогов здесь мало. В том числе и поэтому книга Чудакова не то чтение, которое будешь читать одним махом, запойно. Мне очень мешал перескок с первого лица на третье. Я не сразу к нему приспособилась. Сначала мне даже казалось, что речь идёт о разных людях.
Скажу больше. Сначала мне было столь неуютно, что в результате... я начала с конца. В том смысле, что в конце этого замечательного азбучного издания опубликованы фрагменты дневниковых записей и писем автора. Вот их я прочитала с упоением, на одном дыхании, делая многочисленные выписки, ставя закладки. Так я смогла понять, что за человек Чудаков и как писался этот роман. После дневников автора я взглянула иначе и на его роман. Пусть вас не отталкивает форма, отсутствие сюжета. Это очень мудрая, пронзительная книга со множеством глубоких мыслей и искренних чувств.
Когда я окунулась в роман, я поняла, почему о нём такие разные отзывы. Основные претензии к книге у тех, кто видит в ней что-то ярко антисоветское. Да, дед героя — целый мир, старый мир, он так и не смирился с потерей прошлого. Но если у него всё отняли, то он, как минимум, имеет право иметь своё мнение об этом. И не простить. Тем более что страну он не предал и остался самим собой в самые трудные времена.
Хочу сказать и о другом. Книгу все воспринимали по-разному даже тогда, когда она не была опубликована, и автор знакомил с отдельными главами разных людей. Кто-то приходил в полный восторг, кому-то нравилось выборочно, по главам. Кто-то воспринял книгу как роман, а кто-то — как записки, воспоминания о детстве. Я к тому, что надо быть готовым, что впечатления могут сложиться совсем не так, как вы себе это представляли. Единственное, в чём я убеждена: если книгу одолеть полностью, не откликнуться на неё душой трудно.
Это очень искренний текст. Видно, что он идёт из глубины. Такая пронзительная любовь к деду, муки совести, сомнения. Чудаков второй раз проживал события, когда их описывал. Дед, конечно, великолепен. Настоящий русский человек. Читать последнюю главу без слёз невозможно... Ведь у многих из нас был (или есть) свой такой же настоящий дед или отец...
«Наказаний у деда было два: не буду гладить тебя по головке и — не поцелую на ночь. Второе было самое тяжёлое; когда дед его однажды применил, Антон до полуночи рыдал»
С книгой Александра Чудакова «Ложится мгла на старые ступени» я участвовала в марафоне «Читаем книги советских писателей». Да, были у меня сомнения, опубликован-то роман уже после 1991 года. НО читатели меня убедили в том, что книга для Чтений подходит (я провела в своём Телеграме опрос). Во-первых, она выполняет главное условие — она написана советским писателем. Во-вторых, время действия — советское время. И я не жалею, что прочитала эту книгу. Более того, я буду её перечитывать, потому что одного раза мне не хватило. Пазл долго не складывался. Не хватило глубины погружения.
И в заключение несколько слов о названии книги. Красивое, правда? Это строчка стихотворения Александра Блока «Бегут неверные дневные тени…» (1902):
Бегут неверные дневные тени.
Высок и внятен колокольный зов.
Озарены церковные ступени,
Их камень жив — и ждёт твоих шагов.
Ты здесь пройдешь, холодный камень тронешь,
Одетый страшной святостью веков,
И, может быть, цветок весны уронишь
Здесь, в этой мгле, у строгих образов.
Растут невнятно розовые тени,
Высок и внятен колокольный зов,
Ложится мгла на старые ступени…
Я озарен — я жду твоих шагов.
На обложке издания — фрагмент картины К. Петрова-Водкина «Натюрморт» (1921).
ℹ️ О КНИГЕ
- Автор: Александр Чудаков
- Название: «Ложится мгла на старые ступени»
- Издательство: «Азбука»
- Серия: «Русская литература. Большие книги»
- Жанр: автобиографический роман
- Возрастные ограничения: 18+
А вы читали эту книгу? Что понравилось, а что нет?
Спасибо за лайк и комментарий! Подписывайтесь на канал, уже завтра вас ждут новые отзывы о книгах, обзоры и другие материалы.
«Библио Графия» в Телеграме, Пульсе, ВК, «Одноклассниках»