Для начала определимся, что же это за зверь такоё. Многие слышали, видели фотографии, а кто-то видел и саму машину вживую и первое впечатление - это самолёт. Однако экранопланы, хотя конструктивно схожи с самолётами и используют при движении принципы аэродинамики, всё же по классификации относятся к скоростным судам. Кстати это, отчасти, и явилось причиной закрытия проекта, но об этом позже.
Отцом отечественного скоростного судостроения был гениальный конструктор Ростислав Евгеньевич Алексеев.
Это он разработал известные всем СПК "Ракета" и "Метеор". Но скорости в 70 и 90 км/ч ему было мало. Алексеев, по отзывам современников, по своей сути был мечтателем, творцом, он всегда хотел отбросить те пределы скорости которые обусловлены законами гидродинамики. А единственным способом это сделать было выйти из воды.
Однажды Ростислав Евгеньевич обратил внимание на описываемый лётчиками экранный эффект или эффект влияния земли — эффект резкого увеличения подъёмной силы крыла и других аэродинамических характеристик летательного аппарата при полёте вблизи экранирующей поверхности (воды, земли и др.).
И была принята первая попытка разработки судна на динамической воздушной подушке или экраноплана.
Первые самоходные модели экранопланов в ЦКБ по СПК были выполнены по схеме «тандем», когда два крыла на фюзеляже располагались одно за другим с целью обеспечения продольной устойчивости применением двух разнесённых крыльев.
В 1962 году в ЦКБ началась работа по созданию экраноплана КМ для ВМФ, а в 1964 году — над проектом экраноплана Т-1 для воздушно-десантных войск. Первый должен был летать на высотах в несколько метров, а второй — до высоты 7500 м. 22 июня 1966 года экраноплан КМ, самый крупноразмерный для своего времени летательный аппарат на земле, был спущен на воду.
При массе 500 тонн и длине около 100 метров «КМ» (Корабль-макет), на момент создания, стал самым крупным и тяжёлым летательным аппаратом в мире. КМ проектировался как транспортный экраноплан (возможно транспортно-десантный) и имел проектную грузоподъемность в 300 тонн (можно было, к примеру, перебросить танковую роту через Атлантику за 4 часа).
Позже был проект создания ударного экраноплана, который получил название "Лунь".
И десантных экранопланов "Орлёнок".
А теперь немного о причинах неудачи экранопланов.
Как я уже говорил выше экранопланы по классификации являлись не самолётами, а кораблями, и, как следствие, получить от государства для строительства дорогой алюминий было невозможно, по этой причине Каспийский монстр был построен из судовой стали (!), что конечно повлияло на его характеристики.
В день проведения оного из опытных полётов на каспийском море поднялся шторм с высотой волны, превышающий расчетно-допустимую. В 1980 году из-за ошибки пилотирования КМ потерпел аварию (у экраноплана оторвало нос), жертв не было (корабль дошел до пристани), экраноплан после аварии ещё неделю оставался на плаву, однако попыток спасти его не предпринималось, после чего затонул. Это стало ударом по репутации Алексеева и одной из причин последующего политического преследования.
Политический фактор:чиновники пытались засекретить конструктора и его деятельность, Алексеев, наоборот, стремился всячески вывести работы по экранопланам в гражданский сектор, считая что бессмысленным засекречиванием теряется время и упускаются возможности, тем более что основные технические проблемы этого вида транспорта были уже решены и отработаны на многочисленных опытных экземплярах. В 1970-х в его ЦКБ разрабатывались проекты пассажирских экранопланов вместимостью от 8 до 250 человек, была обоснована их экономическая эффективность, намечены заводы-изготовители и сроки постройки головных образцов. Однако программа строительства скоростных транспортных средств, разработанная Алексеевым и посланная на рассмотрение в правительство, осталась без ответа. Опорой в верхах оставался Д. Ф. Устинов, курировавший в ЦК КПСС оборонную научно-техническую политику и поддерживающий военное экранопланостроение (в 1976 году он становится Министром обороны).
В 1976 году, приказом министра судостроительной промышленности СССР Б. Е. Бутомы, Алексеев был отстранён от должности начальника и главного конструктора ЦКБ, поводом послужила авария экраноплана «Орленок» во время испытаний на Каспии (в документальном фильме «Сожжённые крылья. Предать конструктора» высказывается мысль, что Бутома был в числе недоброжелателей конструктора, поскольку Алексеев обратился к Хрущёву через голову вышестоящего начальства). ".
В целом история строительства сверхскоростных судов получилась довольно скомканной и не смотря на инновационность и уникальность данного проекта, строительство нескольких тяжелых экранопланов проекта "Лунь", строительства ряда проектов малых экранопланов для вооруженных сил проект экранопланов закрыли. И в первую очередь по политическим причинам.
Использованы материалы из собственных знаний и ru.wikipedia.org.
@Gem0r01, Загляни.