Недавнее высказывание сенатора Совфеда Людмилы Нарусовой в поддержку Лии Ахеджаковой вызвало закономерное возмущение россиян. Но действительно ли народную артистку «выдавливают из театра» за ее конституционно охраняемое право на мнение? Разобраться в этом вопросе журналу «Слово и Дело» помог юрист Юрий Капштык.
Руководство театра «Современник» 8 февраля приняло решение убрать из репертуара спектакль «Игра в джин». В его составе была задействована и народная артистка РФ Лия Ахеджакова, у которой, после отмены спектакля, больше не осталось ролей.
Причиной для изменений в репертуаре театра послужило множество гневных писем и негативных отзывов. А вызывала народное недовольство именно Лия Ахеджакова, известная своей демонстративной антироссийской позицией.
Не стоит думать, будто руководство «Современника» попросту решило лишить Ахеджакову работы. Формально она остается в штате, просто не задействована в постановках, из-за чего ее доходы могли резко упасть. Впрочем, как пояснил журналу «Слово и Дело» Юрий Капштык, в этом нет ничего удивительного.
«С каждым из работников, в том числе и с Лией Ахеджаковой заключается трудовой договор. И в трудовом договоре указывается либо размер вознаграждения, либо оклад на занимаемой должности, либо дополнительные материальные выплаты в виде премий. У артистов премии как раз могут зависеть от количества спектаклей, от посещаемости, от востребованности», — отметил он.
Юрист отмечает, что руководство театра «Современник» в праве решать вопрос об ограничении выхода или замене спектаклей. Негативные отзывы влияют и на деловую репутацию, и на продажи билетов, что создает риски уже для самого театра.
С другой стороны, спектакль — это масштабное мероприятие, в организацию которого вложены солидные ресурсы и труд множества самых разных людей. Поэтому для изменений в репертуаре нужны более веские причины, чем месть одной артистке. Как сказали бы в этом случае американцы: «Просто бизнес, ничего личного».
«Если бы были нарушены именно трудовые права Лии Ахеджаковой, то она, естественно, в праве отстоять их в судебном порядке. А что касается репертуара — это дело уже руководства, художественного совета. И сказать, что спектакль закрыли только из-за одной Лии Ахеджаковой было бы, наверное, неправильно. Нарушения трудовых прав в данном случае я не вижу. Но для объективности все-таки нужно видеть трудовой договор», — резюмировал юрист.
Ранее журнал «Слово и Дело» опубликовал эксклюзивный комментарий пранкеров Вована и Лексуса о том, как им удается сохранять связь с реальностью, выслушивая все более сюрреалистичные откровения абонентов на том конце провода.