Христианство - это не целостная структура с ясно определенными границами (хотя некоторые церкви претендуют быть воплощением христианства). Христианство - это движение, состоящее из разных направлений и традиций. И это движение осуществляется в мире людей и открыто для мира людей. Поэтому нет ничего удивительного в том, что события минувшего года вызвали в христианской среде глубокий отклик.
Одним из элементов этого отклика является мнение о том, что как в западном политическом мейнстриме есть одна правильная позиция по отношению к событиям в/на Украине, так и с христианской точки зрения существует только одна правильная позиция - в общем и целом, совпадающая с позицией западного политического мейнстрима.
Как следствие, в относительно свободном пространстве Интернета это мнение регулярно может встретить каждый, кто интересуется христианским виденьем происходящего. Также регулярно можно слышать голоса, призывающие христианских служителей разных конфессий России прямо или косвенно "занять позицию" - естественно, тоже вполне определённую (смотри выше).
Чисто статистически, большинство из этих голосов принадлежит православным релокантам-активистам - так получилось, что сейчас за границей находится целая группа спикеров второго-третьего порядка, имеющих определенный вес в медиа-среде. Есть и неортодоксальные голоса, но суть послания не меняется: тем, кто остался в стране и продолжает нести свое служение, следует (пока не поздно) выступить против конфликта, отмежеваться от него и заклеймить персоналии - и тогда, возможно, для них приоткроется дверка в будущее, в которое (и это дают понять очень ясно!) возьмут не всех. Успейте запрыгнуть на ступеньку последнего вагона. Или, как минимум, самоопределитесь внутри как страдающее подавленное меньшинство. В общем, в непростой атмосфере витает легкий аромат намека на люстрацию (а ее механизм в этой области отработан во второй половине 40-х).
Конечно, судья каждому - Бог и собственная совесть. Однако, как я полагаю, стоит немного пояснить картину, потому что все не так просто.
Во-первых, никто не оспаривает, что война - это зло. С этим согласны все стороны - по крайней мере, те, кто понимают, что заповедь "не убивай" является одной из центральных. Однако, мир людей сложен и далек от простого черно-белого дуализма идеалистических отношений между двумя индивидами в гипотетическом раю. Война - это зло, которое неизбежно обнаруживается в мире людей, и нет никаких предпосылок, что мир людей в его нынешнем виде освободится от этого зла. И парадокс в том, что Бог говорит с нами даже среди этого зла и через это зло. Порой, Бог говорит с нами войной - об этом свидетельствует Писание.
Любое отсутствие войны, которое мы наблюдали в обозримой исторической ретроспективе, строилось на дисбалансе между победителями и побежденными и воспроизводило этот дисбаланс (победитель всегда хочет, чтобы побежденный заплатил, таково интуитивное требование справедливости, побежденный всегда терпит экономический и моральный урон, который стремится восполнить - этот круг бесконечен, если это не война на уничтожение). Поэтому, войну можно вытеснить за пределы группы сообществ, но невозможно вытеснить войну из мира людей - перефразируя метафору Жозефа Борреля, можно сказать, что "райский сад" для одних осуществляется за счет "джунглей" для других.
В предельно упрощенном виде это рассуждение выглядит так: "Вот, надо убрать (имярек) и все закончится". Знакомо? Да. Но, увы, закончится все только для (имярек) и группы сообществ-выгодополучателей, но не для мира людей. Война, увы - неизбежное зло и глобальный феномен. Мы все за мир, мы стремимся к миру и молимся о нем, но люди продолжают воевать и христианину приходится жить сквозь войну, имея, в том числе, мотивацию к борьбе в ее рамках. Это нельзя отбросить, выключить и запретить или обесценить вообще или в частности - для какой-то одной стороны (и хотя такие попытки регулярны, это трудно рассматривать как свидетельство веры - это ближе к пропаганде и психологическим операциям). Вывод делайте сами.
Во-вторых, христианство - явление экзистенциально ориентированное, а не политическое. Цель Благой Вести - человек в его нуждах, а не структуры и сообщества. Поэтому, с точки зрения Библии (насколько можно судить), единственная твердая позиция, которую может занять христианин - поддержать и утешить того, кто рядом.
Следовательно, наша задача - помочь другому, тому кто рядом, услышать в грохоте событий (любых событий!) голос Бога, почувствовать Его любовь, увидеть Его милосердие, обрести Его поддержку и пережить утешение здесь и сейчас, среди обычной человеческой жизни, в физических, политических и ценностных пределах бытования конкретного человека. Без требований предварительного превращения этого человека в "правильного". Потому что в этом "эоне" (в эту эпоху бытия), в котором существует наш мир людей, нет совершенных форм и невозможны совершенные решения - ни в Церкви, ни в политике, ни в личной жизни. В этих условиях, все, что мы можем - дать конкретному человеку в конкретных условиях приобщиться к Божьему миру, помочь ему пережить "шалом" (как баланс внутреннего и внешнего). Это, как мне кажется, главное.
И я вижу, что об этом говорит Иисус: "Идите к заблудшим овцам народа Израиля. Идите и возвещайте: „Приблизилось Царство Небесное!“(Мф 10:6-7). При этом, Иисус не требует пересмотра политической позиции или политического самоопределения - например, Он без намеков и претензий исцеляет слугу сотника ауксиллариев (вспомогательные войска из местных, набиравшиеся в помощь легионам) и не показывает никаких "зилотских" тенденций (были группировки, склонные к террористическим методам решения проблем в отношениях между Израилем и Римом). Он не ставит под сомнение опыт сборщиков налогов, работавших на оккупационную власть - Иисус отвечает на их экзистенциальные запросы. Везде Иисус утверждает инаковость Божьего Царства: текущая страница Книги Жизни не будет переписана - Бог ее пишет и в свое время перелистнет, - а смысл всего, что происходит на этих страницах, прояснится в Конце.
В этом ключе, любые пути, на которые нас привело Провидение - лишь фон для нашей задачи. Также, как Pax Romana, созданный безжалостным военным насилием, был фоном для событий евангельской истории. Сегодня нам тоже не стоит путать фон с целью - Бог "вбрасывает" нас в разные ситуации, на разные пути. Кого-то даже в окопы. Но, даже там человек ждет, чтобы Благая Весть утолила его жажду смысла и утешения - ищущему веру не нужны политизированные рассуждения о факторах, повлиявших на траекторию его судьбы. Главное, помнить одно: Царство Бога мы можем осуществить всегда и везде - за счет построения Божьего мира в отношениях, а не путем встраивания в политический мейнстрим или куда бы то ни было ещё.
И тот, кто требует от людей Церкви "определиться" политически (неважно, будучи вольным/невольным симпатизантом Украины или адептом "священной войны"), тот плотно сидит в "Константиново-Феодосиевой" ловушке (эпоха от имп.Константина до имп.Феодосия Великого - это эпоха становления христианства как государственной религии). Её суть проста: есть "вселенная" (экумена, "обитаемый мир" Империи), есть император, есть комплекс убеждений, поддерживаемый императором и поддерживающий его легитимность - ты имеешь право быть в этой "вселенной" и пользоваться ее благами, если разделяешь этот комплекс убеждений.
И вот, имеет место забавная картина: одни, сидящие в этой ловушке (на стороне условного "императора") упрекают других, что они сидят в этой же ловушке, будучи на стороне других сил. Насколько это соответствует Евангелию - судите сами. А я предпочитаю поддерживать тех, кто рядом.