Приветствую у себя в гостях всех любителей истории и историй!
В прошлой статье, посвященной языческим корням русской Масленицы, я вскользь коснулась некоторых из ее темных обрядовых элементов (статью о том, можно прочесть по ссылке ниже).
Сегодня же я хотела бы подробно остановиться на обрядах и традициях древних славян при праздновании этого праздника (исконное название которого, по мнению ряда ученых, теряется во мраке веков), связанных с проводами покойника, загробным миром и культом предков.
Готовиться к Масленичной неделе начинали накануне: хозяйки наводили чистоту во всех уголках дома: подновляли побелку печей, скоблили столы, лавки и полы, выметали мусор со двора и перед воротам. Суббота накануне Масленой недели называлась "маленькой Масленицей". В этот день принято было поминать умерших родителей. Для них пекли блины и клали их на божницу, слуховое окно или крышу дома, оставляли на могилах на кладбище, раздавали в церквях нищим (нищие и юродивые часто рассматривались как проводники в мир предков). Отсюда и одна из обрядовых сторон Масленицы: почитание духов предков и поминовение умерших. Крестьяне верили, что их предки, которые душою находились в краю мертвых, а телом – в земле, могли влиять на ее плодородие, что было очень важно для культа земли и земледелия.
Как я говорила ранее, традиционное сжигание соломенного чучела в конце Масленичной недели – представлялось ни чем иным как тризной по покойнику (в данном случае по умершей зиме, которую символизирует славянская богиня тьмы, холода, зимы и мира мертвых Морана), а сам костер имел ряд ритуальных значений (в костер, на котором горело соломенное чучело, часто кидали поминальную еду: блины, яйца и лепешки).
Сакральное значение костра и огня в целом, можно отследить по целому ряду славянских традиций, связанным с ритуалом сжигания чего-либо или же самого факта горения и широко использовавшихся на Масленицу. Масленичные гулянья повсеместно сопровождались разведением костров и ритуальными прыжками через огонь. Очищающая и защитная сила костра прослеживается в древней русской сказке «Снегурушка», когда ожившая чудесным образом девочка из снега (по своей сути, оживший покойник, представитель загробного мира) во время прыжков через костер тает и испаряется паром (возносится к небесам, куда и должна отлететь душа усопшего). Таким древним способом наши предки распознавали нежить, зашедшую к ним случайно или со злым умыслом (опять таки включается защитная сила огня).
Более древние славянские корни традиция сжигания соломенного чучула – являет собой обряд у ряда древних народов, живших на севере Европы. Археологическим подтверждением этого обряда является существование у древних западных и восточных славян многочисленных погребений со следами трупосожжения.
Наши предки – древние славяне – верили, что после смерти душа отправляется в загробное путешествие. Поэтому живые пытались облегчить ей переход в иной мир (дым от костров всегда стремится ввысь в небо), сделать потусторонне существование более комфортным (вместе на костре сжигались оружие, хозяйственная утварь, любимые домашние животные), а также помочь установить связь с родными и близкими, ушедшими туда раньше.
Похороны – сожжение завершались поминальной трапезой – тризной. Если хоронили воина, то устраивали в память о нем ристалище, во время которого друзья умершего разыгрывали бои, в том числе кулачные, которые получили хождение и в активностях и забавах широкой Масленичной недели. Интересно, что вместо скорби по покойнику наши древние предки радовались и веселились: пели, танцевали, играли на музыкальных инструментах. Они верили, что душа покойного тоже будет радоваться и «с легким сердцем» отправится на небо.
Выпекание и поедание блинов на Масленице так же происходит не спроста. Некоторые склонны верить, что блины являются символом солнца и новой жизни, идущей с его теплом, но это в корне не верно. Блины являются древнейшим поминальным блюдом (блины, в которые заворачивают кутью, и по сей день подаются на поминках усопшего). А на окраинах Российской империи крестьяне еще в конце Х1Х все еще "кормили покойников", ставя горячие ещё блины на подоконники и приоткрывая форточки — чтобы покойники "наелись" паром, исходящим от блинов. Существовал и обычай делить один блин на всех членов семьи — живых и уже умерших. Так же навещая усопших родственников во время родительской субботы, непременно на кладбища несли с собой блины, дабы угостить умерших, чтоб они поспособствовали грядущему урожаю.
Саму Масленицу ряд исследователей считал в целом поминальным праздником, в ходе которого крестьяне вовлекали своих умерших членов отметить рубежное между зимой и весной время накануне поста, поэтому масленичные костры — это «приглашение умерших предков к обильному ужину накануне поста» (сродни с обычаем греть покойников).
Так же блины одновременно являясь поминальной едой являлись пищей обрядовой в широком ее смысле – наиболее древней, подчёркнуто простой, и праздничной – вкусной, сытной, отличающейся от повседневной. Поэтому на Масленицу их значение шире, чем поминальное. Семейных ритуалов с блинами, приуроченных к масленичным дням, огромное множество – от гаданий на блинах (хождение в полночь с первым блином на перекресток дорог) до ритуальной встречи молодожёнов.
Кулачные бои или осада снежного города – распространенные масленичные забавы - также неотъемлемые языческие традиции масленицы. Они имеют под собой свою древнюю историю. Дело в том, что пролитая кровь в стародавние времена являла собой жертву богам и умершим духам. В древности это было очень опасное развлечение, к которому подходили со всей ответственностью и серьезностью. Побоища должны были закончиться пролитием чьей-либо крови, в противном случае все действо считалось бессмысленным. Шуточный характер они приняли уже в более позднее время, несмотря на это, нет нет да и сообщалось о том, что такого-то такого зашибли насмерть в пылу драки.
Традиция масленичных гуляний с карнавальным шутовском переодеванием и ряжением является одной из универсальных форм обрядового поведения и отмечает почти все основные праздничные циклы русского народного календаря. В целом масленичное ряженье отличалось от святочного сравнительно бедным ассортиментом и более узкой специализацией. Несмотря на кажущуюся близость масляничного карнавала с ряжением на Святках, на последних можно увидеть множество равноценных антропоморфных и зооморфных ряженых персонажей, тогда как на Масленицу основным традиционным персонажем масленичного ряженья во многих регионах Европейской России и Сибири, выступает образ уходящей зимы (старого года, Масленицы) в виде наряженных лошади и кучера в санях (нередко и всадника), представляемых с атрибутами старости, увядания, выполненных в гипертрофированном, вызывающем смех виде. Обычно этот образ создавали с помощью необычных атрибутов, странной запряжки и транспорта или старой лошади (клячи), рваной упряжи, старых дровней, старых людей, находящихся в санях.
Важным материалом для масленичного ряженья в выступала солома (признак отжившей, уже умершей травы, символ уходящей зимы, из которого делали чучело масленицы): лошадей, сбрую на них и себя обвязывали соломенными вязками, так же пуками соломы вместо медвежьей шкуры обвязывался и шутовской медведь (переодетый персонаж), которого для приближения весны следовало разбудить в берлоге. Традиция рядиться в медведя и связанные с ним ритуальные действа (в основном в той или иной мере связанные с плодородием) прослеживаются во многих западных традициях: в Шотландии (берриман считается шотландской интерпретацией «Зеленого Человека» - языческого природного духа, олицетворяющего возрождение и плодородие, чье присутствие позволяет погубить зло), во Франции (легенда о молодой пастушке, похищенной медведем для продолжения рода) и в Польше (Юкаче - начало древнего славяно-языческого маскарада, знаменующего конец зимы, во время которого мужчины рядились в шкуры зверей, представляя разных чудищ (в том числе и медведей), а так же в ряде других..
Магия плодородия в катаниях ряженых на Масленице хорошо прослеживается в традиции наряжания лошади: ноги ей опутывали тряпками до колен, к дуге привешивали разноцветные лоскутки. Вот на такой лошади и катались ряженые и ребятишки, прося урожая льна. В отдельных селениях магическую функцию закличек «на долгий лен» имело и простое хождение ряженых: женщины рядились и ходили из одного конца деревни в другой, приговаривая: «Идем в ваш край, чтобы лен длинный вырос».
Языческие традиции масленичных гуляний уходят далеко вглубь веков и связаны с целым рядом народных верований и обычаев: проводами и похоронами зимы, поминания покойников, языческими ритуалами на урожай и грядущий плодородный год, традициями ряжения и др. Современная реальность встраивает в них традиции нового времени, в которых можем принять участие и мы с вами, организуя в масленичные дни свои, приуроченные к этим радостным и светлым дням, активности. В одной из таких решила принять участие и я: в масленичном флешмобе от кулинарного канала Вилка.Ложка.Палочки: рецепты и советы. Да и как пройти мимо, когда автор у себя на канале приводит столько различных рецептов блинов – блюда, без которого не обходится ни одна широкая Масленица! Всем, не успевшим порадовать домочадцев горкой румяных золотистых блинов, эти советы, несомненно, будут в помощь.
Засим я раскланиваюсь и убегаю на поиски новых историй и приключений!
За поддержку канала в виде лайков, комментариев и подписок – отдельное огромное спасибо!
Всегда ваша Морозова!