Как-то в последнее время откровенно бросается в глаза, что наши федеральные власти активно занимаются прожектированием перспективы занятия населением каких-нибудь примитивных (или не очень) дел…
Я о том, что на высоком верху нет-нет да и родится какая-нибудь странная инициатива для российского народонаселения.
Сначала это была дачная амнистия, которая должна была развязать руки труженикам частных грядок … Вот уже тридцать лет длится эта бодяга и никак не может прийти к какому-нибудь итогу.
Потом какие-то умные общественные стратеги посоветовали нашим правителям для повышения плотности населения на Дальнем востоке раздать бесплатные гектары всем желающим, для развития, так сказать, и продвижения цивилизации в местные природные просторы…
- Берите, граждане, всем хватит!
Кто-то повелся на халяву (это, правда было только первым впечатлением), кто-то более продвинутый крутил пальцем у виска… А потом оказалось, что тайгу на гектары поделить – это только начало, нужно поделить еще и Арктику…
Не знаю, как в других регионах Дальнего востока, но на Камчатке «Дальневосточный гектар» уверенно чахнет, и от наполеоновских планов его активных реализаторов остались в основном публикации в краевой печати.
Не понятно с какой целью выпустили в общественное пространство призрак «Дальневосточного гектара» но даже мне, совершенно некомпетентному обывателю стало ясно, что никаких положительных результатов этот проект нигде не даст, стоило только ознакомиться с подобным проектом, который внедряли на Аляске в середине прошлого века. Там давали в бескрайних аляскинских снегах по 60 гектаров на человека с целью привлечь народ для освоения этой дикой территории. Сейчас все по этому проекту засекречено, и те единицы людей, кто еще остался, доживают свои дни в унылом забвении, одиночестве и большом удалении от центров цивилизации. Их не показывают по телевидению… у них не берут интервью. То есть, этот американский проект провалился с большим треском.
Про Камчатку я уже писал не раз. Не получится здесь с развитием «гектарщиков». Первое что настораживает – это количество бесплатной земли. Почему гектар – для сельского хозяйства это мало, для туризма тем более, для охоты… вообще никак… Так что с ним делать?
На Аляске переселенцы занимались в своей тайге, в основном, охотой (естественно у нас подобный промысел не пойдет). Удаленность поселенцев от жилья понуждала их к профессиональной охоте (то есть, охоты для питания). И иной раз они страдали от голода, если не могли заготовить достаточно продуктов на зиму. А расстояния там такие, что ого-го… И по 50… и по 100 километров между домами. Порой при какой-нибудь экстремальной ситуации помощи дождаться было не откуда.
Казалось бы – вот вам, господа правители, наглядный пример того, что ваши «гектары» ни на Дальнем востоке, ни в Арктике никому не нужны. Частным порядком их освоить практически невозможно, а бюджетных вливаний в подобные прожекты не будет никогда – не так богато наше государство. Вот и остались только в мечтах экодеревни со взлетно-посадочной полосой, конефермы, теплицы и прочие фантастические планы. Если что-то такое и есть, то только в штучном экземпляре и в нулевом цикле возведения.
Даже в материковой России сейчас сельские и малые поселения существуют через пень-колоду – никто в них не хочет жить (разве что у больших городов). А на Камчатке и при советской власти в поселках жизнь была не сахар, а сейчас вообще труба. В Корякском автономном округе нынче живут 15 000 человек (данные разнятся) и мало кто хочет там оставаться. Даже сами коряки бегут из тундры в Петропавловск и его окрестности. Молодежь пасти оленей не хочет ни под каким видом, и согласны жить даже в подвалах областного центра но только не в корякских поселках, где в поликлинику в райцентр нужно лететь на вертолете за 20 000 рублей. А работы нет никакой… от слова совсем. Зато «гектаров» там не меряно и видимо-невидимо.
Иван ТРОФИМОВ.
Фото из открытого доступа.