Найти в Дзене
Жили-были

Собачье сердце: сатира или трагедия? Предательство Преображенского, мучения Шарика и печальный итог.

Повесть Булгакова есть столкновение двух правд: сила природы против амбиций человека. Правда Преображенского: проводить опыты, эксперименты, активно вмешиваться в природные процессы. Другая правда: сила природы, которая попрания не стерпит. И вот они столкнулись в теле одной особи. У меня рвалось сердце, когда Шарика вели на операцию. Он будто чувствовал, что будет что-то ужасное. Шарик - пёс недоверчивый, закалённый уличной жизнью, он научился хорошо разбираться в людях. Шарик сразу понял, что профессор может выбрать себе любого пса, но взял домой именно его. Зачем? Может я красивый? Может у меня родословная? Профессор дал краткий миг надежды на то,что Шарик кому-то нужен просто так. Но что оказалось? –Хватит рассуждать! Живет-не живёт. Гипофиз давайте! -вот ключевая фраза. Животные, люди для него не больше, чем материал. И те кому пришивает яичники обезьяны, и та собака, которую он приютил. –Черт возьми, смотри, живой! Но все равно издохнет. Жаль пса. Хороший был, лас

Повесть Булгакова есть столкновение двух правд: сила природы против амбиций человека.

Правда Преображенского: проводить опыты, эксперименты, активно вмешиваться в природные процессы.

Другая правда: сила природы, которая попрания не стерпит.

И вот они столкнулись в теле одной особи. У меня рвалось сердце, когда Шарика вели на операцию. Он будто чувствовал, что будет что-то ужасное.

Шарик - пёс недоверчивый, закалённый уличной жизнью, он научился хорошо разбираться в людях. Шарик сразу понял, что профессор может выбрать себе любого пса, но взял домой именно его. Зачем?

Может я красивый? Может у меня родословная?

Профессор дал краткий миг надежды на то,что Шарик кому-то нужен просто так.

Но что оказалось?

-2

–Хватит рассуждать! Живет-не живёт. Гипофиз давайте! -вот ключевая фраза. Животные, люди для него не больше, чем материал. И те кому пришивает яичники обезьяны, и та собака, которую он приютил.

–Черт возьми, смотри, живой! Но все равно издохнет. Жаль пса. Хороший был, ласковый, хотя и хитрый,–сетует профессор.

Итак, пересадка прошла успешно. Шариков теперь новый член общества и ищет в нем свое место. Справедливо ли нет он обращается к своему создателю за помощью.

-3

–И насчет «папаши» — это вы напрасно. Разве я просил мне операцию делать?

Хорошенькое дело: ухватили животную, исполосовали ножиком голову.

А я, может, своего разрешения на операцию не давал.

–А что если бы я у вас под скальпелем погиб?

Очень даже справедливые вопросы задаёт Шариков профессору. Гомункул восстал против своего создателя, он начинает бунт. Непринятый как самостоятельная единица, Шариков все больше отдаляется от создателя.

Существо не спросили, принудили. Но здесь на защиту встал закон природы.

И смотрите как меняется линия поведения, особенно это хорошо показано в фильме.

Вначале Преображенский был показан как спокойный, уверенный в своей силе и своих способностях, маститый учёный. С замашками аристократа.

Во второй части фильма это человек загнанный в угол, потерявший свою уверенность, во всем его облике сомнение, переживание.

-4

Борметаль ученый, будущий профессор, так называемая элита вдруг распускает кулаки. Он душил и хотел отравить мышьяком Шарикова.

Вообще, довольно таки показательный разговор в кабинете получился между профессором и Борметалем.

Борменталь угрожает Шарикова убить.

Преображенский отговаривает.

Разговор в кабинете
Разговор в кабинете

Убивать Шарикова нельзя, потому что могут "замести" и они отъедут, а не потому что это живое существо, человек. Хоть и дрянной.

Он стал их детищем, но получился не таким, каким его хотели видеть отцы. Неудобным. И вместо адаптации они занимались вечным третированием этого существа.

Замашки у интеллигентов там не лучше,чем у пролетариата. Давайте даже не о политике. Сам факт.

Преображенский открыто недолюбливает пролетариат, но имеет связи с их верхушкой и удовольствием обращается к ним за помощью при любом раскладе.

Идёт на поводу у старых извращенцев. Пришивает одной яичники макаки, другому бог знает что, и теперь ему молодые девушки стаями сняться, а в панталонах он носит порноснимки.

Науки ли ради все это? Конечно. Он таким образом улучшает исходные данные особи. Эти опыты ради того, чтобы выводить новый сорт людей. Наука на службе у одержимого. Он возмомнил себя селекционером. Был один такой в истории, ещё более отбитый, потом Вторую мировую устроил.

Пёс в самом начале правильно заметил:

-пахабная квартирка.

Т.е. породили профессор новое существо, но оно не соответствует его представлениям о человеке. Что делать? Ликвидировать.

Но давайте поговорим о чувствах самого Шарикова. Что вообще может испытывать существо, которое насильственным образом переделали в другое?

-6

Талантливый Толоконников выразил всю боль гомункула. В эпизоде у зеркала он трогает свое лицо, рассматривает себя и потом его взгляд замирает. Эти глаза... Это глаза собаки, не Клима. Это глаза, в которых отчаяние, непонимание и страдание. Одиночество, ненужность, покинутость. Как в самом начале, когда профессор забрал себе пса ради эксперимента, так и сейчас, полное непринятие его в новом качестве.

Что же выходит? Шариков стал человеком, его принимать его таким Преображенский не планировал. Он породил нового члена общества, а воспитанием не обременился. Одни только унижения и высмеивания. Да и как воспитать уже сложившуюся личность?

Шариков озлобился. Стукач, дебошир, пьяница, прохвост. Как величает его сам Преображенский-мерзость.

-7

Гены Клима Чугункина в итоге взяли верх.

Могло ли быть по-другому? Мог бы Шариков стать кем-то другим, а не Климом Чугункиным? Был ли у него шанс?

Отвечу. Был.

Ведь он ловко, будучи безпартийным балалаечником и алкашом, в новой жизни наслушался Швондера и решил "все отобрать и поделить". Устроился на работу, книги стал читать. Общество влияет на человека, значит Преображенский с Борменталеем могли бы отнестись к нему как к человеку и помочь адаптироваться.

-8

Дневник Борменталя даёт нам понять, что в самом начале существо было обучаемо:

"10 января. Повторное систематическое обучение посещения уборной. ... следует отметить понятливость существа. Дело вполне идёт на лад».

Просто великий профессор, евгеник как педагог оказался бездарным. Критика, брань, упрёки как-то не способствуют развитию высокой психической личности.

Фраза Преображенского" вот что бывает когда и следователь идёт в разрез с природой,форсирует вопрос и приоткрывает завесу" это своего рода покаяние, признание ошибки.

"Зачем искусственно формировать человека, когда любая баба может родить его когда угодно"- задаётся вопросом профессор.

Итак, профессор признаёт ошибку. Закон природы не победить. Нельзя искусственно создать человека, этот процесс непредсказуем.

Создание побеждает создателя.

– Что-то не пойму я, – заговорил он весело и осмысленно. – Мне по матушке нельзя. Плевать – нельзя. А от вас только и слышу: «Дурак, дурак». Видно только профессорам разрешается ругаться в Ресефесере.

Это Шариков сказал профессору в ответ на очередное замечание.

Профессор паникует: "Ещё немного, он меня учить станет и будет совершенно прав. В руках не могу держать себя".

Существо быстро учится, впитывает, умеет наблюдать и делать выводы. И испугавшись дальнейшего развития событий профессор превращает Шарикова обратно в пса. А тот теперь послушно лежит у ног своего хозяина.

Бесчеловечный, аморальный эксперимент вышел из под контроля.

Не возможно посчитать все события, невозможно знать наперед, как будет развиваться искусственно созданная человеческая особь. Никто не вправе вмешиваться в эволюционные законы.

Но и совсем нельзя бросить все исследования. Мы бы умирали тогда от простой болячки, не знали бы что такое антибиотики и анестезия.

Да где же тот баланс?

Сам Профессор отвечает: идти пока об руку с законами природы. Нельзя примерять костюмчик не по размеру. Функции бога нам недоступны.

У меня все. Делитесь мыслями в комментариях.

Спасибо за внимание ❤️