Производство по уголовным делам - это целое искусство. Необходимо не только докопаться до сути преступления, найти виновных, назначить экспертизы, красиво всё слепить, утвердить у прокурора и направить в суд, но и соблюсти все сроки и требования ведомственных инструкций (негласных в том числе).
Нередко случается, что в рамках одного уголовного дела выявляются признаки других преступлений, которые необходимо выделять в отдельные производства (хотя бы на какое-то время). А это предвещает много бумажной работы по копированию и сшивке материалов.
Поскольку фактическая нагрузка на следователей и дознавателей сегодня колоссальная (ещё и постоянный некомплект сказывается), правоохранительные ведомства решились на серьёзный шаг, который поможет сэкономить время на многие бумажные манипуляции.
Для этого 29.12.2022 было донесено информационное письмо Генпрокуратуры, МВД, конторы, Следкома, МЧС, ФССП и таможни. Оно нам говорит о следующих инициативах, которые будут притворяться в жизнь (пусть и не всегда), а также предпосылкам, которые к этим инициативам привели. Попробуем кратко пересказать содержание письма.
В УПК РФ отсутствует нормы, регламентирующие порядок возбуждения уголовных дел в случаях выявления в ходе производства предварительного расследования подозреваемыми (обвиняемыми) дополнительных преступлений, связанных с расследуемым.
По практике, когда выявляется новое преступление, следственным органом, если оно отнесено к компетенции одного и того органа, выносится постановление о выделении из уголовного дела материалов, содержащих сведения о новом преступлении.
Дальше материалы копируются в полном объёме, имеющим значение для дела и выносит рапорт об обнаружении признаков преступления, который регистрируется в соответствующей книге. Чаще всего, производство поручается тому же следователю (дознавателю) для принятия дальнейших мер. Возбуждается уголовное дело, которое нередко соединяют с основным (первичным) делом.
Сложившаяся практика сопровождается трудоёмким процессом. А это неоправданно увеличивает срок расследования. Это не говоря уже про затрату расходных канцелярских материалов и нерациональное использование служебное время следователей.
При этом последующее соединение уголовных дел в одном производстве приводит к дублированию документов, которые в виде копий фактически утрачивают своё значение. Для оптимизации правоприменительных подходов и обеспечения разумного срока расследования предлагается изменить практику при выявлении новых преступлений в рамках уже расследуемого и в случаях, когда оба преступления относятся к подследственности одного и того же органа.
При наличии признаков иного преступления, совершённое лицами, связанного с основным делом, следователю (дознавателю) предлагается регистрировать рапорт об обнаружении признаков преступления. После этого принимается решение о возбуждении уголовного дела.
Возбуждённое уголовное дело следователь на основании мотивированного постановления соединяет с расследуемым уголовным делом и продолжает следственные действия. При истребовании судом или прокурором, следователь (дознаватель) предоставляет заверенные копии материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела о дополнительном эпизоде преступной деятельности.
Письмо дополнительно подчёркивает, что данный порядок не подлежит применению в случаях выявления дополнительных преступлений, отнесённых к подследственности других органов расследования, отличных от органов, в производстве которого находится расследуемое уголовное дело.
В целом, инициативы правильные. Время и ресурсы нужно экономить и пускать их в нужное русло. Главное, чтобы не было злоупотреблений как стороны следователей, так и со стороны надзорных органов. Иначе, никакого толку от этих инициатив не будет...
© Злой таможенник