Найти тему
Мультэксперт

Окно Овертона простым языком

Товарищ Овертон - это учёный, который открыл механизм манипуляции массами людей в виде постепенного скармливания покорным слушателям некой идеи.

Стадии расширения окна напоминают стадии принятия неизбежного в психологии. А ещё стадии воронки продаж в маркетинге.

😉 Прикольно, правда?

Сравните сами:

Стадии принятия неизбежного:

1. Отрицание

2. Гнев

3. Торг

4. Депрессия

5. Принятие

Воронка продаж:

1. Идея

2. Интерес

3. Выявление потребности

4. Коммерческое предложение

5. Отработка возражений

6. Договор

7. Оплата

Окно Овертона:

1. Немыслимо

2. Радикально

3. Приемлемо

4. Разумно

5. Популярно

6. Общественная норма

То есть любую идею можно впихнуть в приёмник общественного сознания, если не с разбегу и пользоваться мылом или другими скользкими субстанциями.

Модно рассказывать эту тему на примере идей канибализма, но я не буду. Меня до сих пор тошнит от статьи про аниме, в которой вы без труда найдёте все признаки окна Овертона на эту тему. Кстати, если у вас есть дети, но вы не смотрите аниме килограммами, непременно прочитайте эту статью. Они всё равно про аниме узнают (если ещё не), лучше, чтобы вы были первыми.

Но можно обратить внимание, как проталкивается идея насекомоядения. Мы уже бодро проходим даже не первую, а вторую стадию. Потому что хоть риттерспорт и захейтили за попытку продать шоколад со сверчками, но публика молча наблюдает, как звезды Голливуда поедают членистоногих на камеру, а по новостям гуляют какие-то фермы по производству насекомых в непосредственной близости от крупных городов нашей страны.

А знаете, где в мультиках продвигается идея насекомоядения? Конечно, это Король Лев. Глупейшая фантазия про то, что лев способен на личинках вырасти таким же мускулистым, ловким и полным тестостерона, как и его отец, а потом ещё и отвоевать себе прайд... ну, такое... Но детишки посмотрели очень красивый видеоряд и что-то запомнили. Теперь в их головах есть мысль, что можно питаться насекомыми. Тема личинок обыграна в мультике со вкусом и пристрастием.

Какие-то идеи требуют больше времени на внедрение, какие-то на истерике внедряются быстро. Как, например, ношение масок якобы для защиты от вируса😅 При этом отдельные индивиды (их может быть даже большинство) остаются здравомыслящими и не принимают токсичных идей, но суть в том, что окно Овертона - это технология манипуляции именно массовым сознанием, а не отдельными личностями. Толпа ведёт себя скорее, как зверь, чем, как осознанный человек.

Но мы не обречены✊

Окно Овертона - это оружие. И в информационной войне мы имеем полное право пользоваться им в своих интересах. И также, как и недружелюбные товарищи, внедряющие деструктивные идеи, мы можем внедрять с другой стороны конструктивные идеи по той же самой технологии.

Например, в противовес пропаганде свободных отношений, раннего секса, контрацепции и абортов мы можем начать двигать идеи целомудрия, верности и ценности жизни. Сейчас об этом уже достаточно активно говорят. То есть уже не 1я, а 2я или 3я стадия смещения окна. Если сейчас на эту тему начать активно выпускать литературу, кино, мультфильмы, мы довольно быстро получим результат в виде принятой обществом идеи.

Недавно мы с вами дискутировали по поводу алкоголя и курения в мультиках. Думаю, сейчас очевидно, что если эта тема уже внедрена в качестве общественной нормы, то проскользнувшая в мультике, она не окажет на ребёнка существенного влияния. Но если она в мультике, книге, фильме навязывается, как что-то позитивное и очень крутое, то неизбежно ребёнок, подросток, да и многие взрослые будут стремиться подражать 🤷‍♀

Давайте продолжим дискуссию в комментариях👇