Найти в Дзене
Эволюция Мысли

Что такое Святой Дух?

Учения религии бахаи описывают Бога как непостижимую Сущность, Высочайшую Реальность, находящуюся за пределами понимания или описания. Хотя мы можем попытаться постичь Бога, говорится в писаниях бахаи, Бог всегда будет оставаться немыслимой, безграничной, вечной, бессмертной и невидимой тайной. Одна из мистических метафор в писании бахаи сравнивает Бога с художником, а сотворенный мир — с картиной: "Задумайтесь о том, что связывает ремесленника и творение рук его, художника и его произведение. Ужели можно утверждать, что дело их рук тождественно им самим? Клянусь Тем, Кто есть Господь Престола горнего и земли дольней! Творение должно восприниматься лишь как свидетельство превосходства и совершенства своего творца". Бахаулла, Крупицы из Писаний Это утверждение приводит нас к основной загадке: если Бог за пределами нашего понимания, как же тогда мы можем искать и находить вдохновение и живительную энергию? Абдул-Баха, сын Бахауллы и назначенный толкователь Его учения, проясняет: "Точно
Оглавление
Человек смотрит на Млечный путь. Интересно, о чем он думал в этот момент?
Человек смотрит на Млечный путь. Интересно, о чем он думал в этот момент?

Учения религии бахаи описывают Бога как непостижимую Сущность, Высочайшую Реальность, находящуюся за пределами понимания или описания. Хотя мы можем попытаться постичь Бога, говорится в писаниях бахаи, Бог всегда будет оставаться немыслимой, безграничной, вечной, бессмертной и невидимой тайной. Одна из мистических метафор в писании бахаи сравнивает Бога с художником, а сотворенный мир — с картиной:

"Задумайтесь о том, что связывает ремесленника и творение рук его, художника и его произведение. Ужели можно утверждать, что дело их рук тождественно им самим? Клянусь Тем, Кто есть Господь Престола горнего и земли дольней! Творение должно восприниматься лишь как свидетельство превосходства и совершенства своего творца".

Бахаулла, Крупицы из Писаний

Это утверждение приводит нас к основной загадке: если Бог за пределами нашего понимания, как же тогда мы можем искать и находить вдохновение и живительную энергию? Абдул-Баха, сын Бахауллы и назначенный толкователь Его учения, проясняет:

"Точно так же можно сказать, что нужен посредник между Богом и человеком, и это не что иное, как Святой Дух, связующий сотворенную землю и «Непознаваемое», Божественную Сущность. Божественную Сущность можно сравнить с солнцем, Святой Дух — с его лучами. Подобно тому, как лучи солнца несут земле свет и тепло, давая жизнь всем сотворенным существам, так же и Богоявления несут силу Святого Духа от Божественного Солнца Сущности, чтобы дать свет и жизнь человеческим душам".

Парижские Беседы

Образ солнечных лучей, прорывающихся из-за облаков, часто используют для иллюстрирования Божественного Откровения или "сошествия Святого Духа". Мы вынуждены использовать образы и понятия нашего мира, чтобы хоть как-то описать Непостижимое.
Образ солнечных лучей, прорывающихся из-за облаков, часто используют для иллюстрирования Божественного Откровения или "сошествия Святого Духа". Мы вынуждены использовать образы и понятия нашего мира, чтобы хоть как-то описать Непостижимое.

Этот посредник между Богом и человеком, часто называемый Святым Духом, передает нам свою животворную силу через посланников Бога:

"Святой Дух — Свет от Солнца Истины, несущий в своей неизмеримой силе жизнь и озарение всему человечеству, — наполняет все души Божественным Сиянием, передавая всему миру благословение Божией Милости. Не будь лучей, посредством которых передаются тепло и свет, земле не было бы никакой пользы от солнца.

Точно так же Святой Дух — истинная причина существования человека; без Святого Духа у человека не было бы разумения, и он не мог бы приобретать научные знания, благодаря которым возрастает его влияние надо всем творением. Озарение Святым Духом дает человеку силу мысли и возможность совершать открытия, в результате которых он подчиняет своей воле законы природы.

Святой Дух — это то, что через Пророков Божиих наставляет человека в духовных добродетелях и дает ему возможность достичь вечной жизни.

Все эти блага были ниспосланы человеку посредством Святого Духа; посему мы можем сделать вывод о том, что Святой Дух есть Посредник между Творцом и творением. Свет и тепло солнца дают земле плодородие и создают жизнь во всем, что растет; Святой Дух оживляет человеческие души".

Абдул-Баха, Парижские Беседы

В учении бахаи говорится о прогрессивном Откровении, системном единстве всех божественных религий. Это значит, что Сила Святого Духа неоднократно вдохновляла и просвещала мир через основателей мировых религий: Авраама, Кришну, Моисея, Будду, Иисуса Христа, Мухаммада и, в настоящее время, через Бахауллу. Все эти Посланники пришли от одного Бога и учили нас одним и тем же основным духовным истинам. Они все передавали новые знания, новое вдохновение и стимул для людей любить друг друга. Эти Божественные Посланники явились, чтобы научить нас тому, как приблизиться к мистическим божественным реалиям жизни.

Поэтому в молитвах бахаи говорится о том, чтобы сила Святого Духа озарила каждую человеческую душу:

"Да пребудут наши очи всегда открытыми; да распахнутся окна нашего разума, чтобы, когда явится вестник, мы не лишились его славы из-за завес предвзятых идей; чтобы, когда небесный глашатай возвещает слово Божие, мы не были глухи; дабы, когда разлилось святое благоухание рая Всемогущего, наши ноздри были чисты. Да сможем мы вдохнуть благоухание, созерцать великолепие, внимать голосу и возрождаться в духе нового дня.

Тогда наши жизни обновятся, мы будем наслаждаться вечным существованием, освежимся дыханием Святого Духа и постигнем тайны творения".

Абдул-Баха, Божественная философия

(Не нашел официального перевода этой красивой молитвы, сам перевел как смог. Интересно, что в оригинале про ноздри буквально говорится, что они должны быть "свободны от насморка")

Удаленность светила, облака и атмосфера, смена дня и ночи — все это смягчает мощь солнечных лучей и позволяет сотворенному воспринимать их живительное тепло. Иначе все просто сгорело бы. Так и мы не способны напрямую воспринимать мощь и величие нашего Творца.
Удаленность светила, облака и атмосфера, смена дня и ночи — все это смягчает мощь солнечных лучей и позволяет сотворенному воспринимать их живительное тепло. Иначе все просто сгорело бы. Так и мы не способны напрямую воспринимать мощь и величие нашего Творца.