Найти тему
Строки на веере

Ближнее море#21. Моя семья. Брат и вахтеры. Тридцать пятый на тридцать седьмой, или Чего не сделаешь из любви… Концепция. О престиже.

Моя семья

(Динькино сочинение, 2-й класс)

В моей семье четверо человек — бабушка, мама, дядя и я. Еще у нас есть кошка Бася.

Я часто посещаю мамины презентации и литератур­ные вечера.

Я с мамой езжу к знаменитым художникам, поэтам, писателям.

Художников зовут: Анатолий Кудрявцев, Анастасия Нелюбина, Любовь Бурлакова.

Поэтов зовут: Александр Смир, Юрий Баладжаров, Евгений Раевский.

Писатели: Виктор Беньковский, Андрей Саломатов, О’Санчес, Андрей Дмитриевич[1].

У нас дружная семья.

Брат и вахтеры

Брат работает на продовольственном складе, распо­ложенном в одном здании с моим бассейном.

Раз попросила его отнести домой пакет с полотен­цем, тапочками и мокрым купальником. У самой дела в городе нарисовались, не с собой же таскать.

Виталий забрал вещи на склад. А надо сказать, что согласно инструкции через их проходную можно вы­ носить все, кроме продуктов питания.

Настал вечер, брат закрыл склад и отправляется до­ мой. На проходной его тормозят, реквизируют пакет, собирают понятых, спешно вызывают уже успевшее добраться до дому начальство.

Наконец, когда все участники импровизированно­го спектакля в сборе, вываливают на стол содержимое пакета и…

— Что это такое? — начальник смены беспомощно поднимает за лямку мокрый лифчик.

— Это не едят, — невозмутимо отвечает брат.

После был составлен протокол, в котором черным по белому значилось, что обнаруженный в вещах Анд­реева В.И. купальник не является продуктом питания. Кто бы мог подумать?!

-2

Тридцать пятый на тридцать седьмой,

или Чего не сделаешь из любви…

Из Японии я везла множество подарков родным. По­любила шопинг. До этого терпеть не могла, а тут чуть ли не каждый день начинался с одного и того же. Шла в галерею магазинчиков и гуляла, гуляла там, разгляды­вая товары и представляя, что именно из них порадует моих близких.

Чашечка с заварочником и крышкой, сама вся распи­сана ромашками внутри и снаружи, так и хочется в ней травяные чаи распивать. Или вот легчайшие кроссовки, на ноге они не чувствуются, а стопы защищают и сносу им нет — лучший подарок для брата. Или вот это чудо­-юдо — диковинная игрушка без правил. Точнее, они явно есть, но в лавочке старьевщика, где я старинный маджонг нашла, никаких описаний к нему не прилагалось. Самое то для умного человека – заново правила разработать.

А вот еще неведомые по тем временам в России чех­лы для стульчаков на унитазы, пушистые, веселые, теп­лые. Специально для тех, кто любит подолгу читать в «мыслильне». Для наших северных условий — отлич­ное приобретение.

Ну и по мелочи: статуэтки, амулеты, платочки, шар­фики…

Кроссовки брату взяла, «выменяла» на свои люби­мые французские духи, мне их как раз только что пода­рили, вот я и уступила Айе за символические пятьде­сят баксов. Духи на кроссовки. Носи, дорогой!

А когда купила, в сторонке другую пару приметила: крошечные, черные, тоже легкие и удобные, тридцать пятого размерчика — как раз для моей мамы. И опять цена неподъемная, а другого свободного парфюма-­то нет. То есть духи у меня есть, конечно. Лишних нет, а контракт уже заканчивается, время поджимает.

И тут, пока я вздыхала, глядючи на хорошенькие чер­ные кроссовки, меня окликнул знакомый. Не друг, не приятель – просто в клуб на шоу частенько заходил. Бывает, увидишь, головой махнешь, и достаточно. А тут подошел, предложил пообедать вместе, а перед этим выбрать себе подарок.

А я гляжу на хорошенькие маленькие кроссовочки и думаю, как бы они отлично смотрелись на моей маме. Он тоже кроссовки заметил. Предлагает примерить.

Ну и трудно же засовывать ногу тридцать седьмого размера в тридцать пятый. Впрочем, ладно, засунула. Мужик бумажник из кармана достал, но разуваться не позволил.

— Пошли так, тебе идет. Да и некогда уже.

— Ну пошли.

Чтоб вам всю жизнь ходить в новой обуви — прокля­тие такое у испанцев, кажется есть. Хорошо, что у японца хоть машина за углом стояла, а иначе привет ногам.

Ресторанчик маленький. Села, ноги кровью нали­лись, все удовольствие от еды пропало. А тут еще мой благодетель то в боулинг играть зовет, то потанцевать…

Честное слово, лучше бы свои деньги заплатила, чем эти пытки. Зато подарок маме привезла, а сейчас, столько лет спустя, Динька те кроссовки донашивает.

* * *

Мою подвенечную фату

Кто­-то пристроил на форточку от комаров.

Сижу теперь и слово сказать боюсь.

С одной стороны — фата…

С другой — комары!..

Концепция

Дедушка наглядно объясняет пятилетнему внуку Виталию, как разные люди режут хлеб.

— Мужчины прижимают хлеб к животу и ведут нож к себе, — отрезает кусок. — А вот женщины — те кладут на стол и уж потом… Мужчина — воин, он не боится ножа, — отрезает второй.

В кухню вхожу я (мне семь лет). Не снимая школь­ной формы, подхожу к столу, привычным движением прижимаю буханку к груди, отрезаю краюху.

— Концепция меняется, — немного подумав, поды­тоживает дед.

-3

О престиже

В Японии есть такой прикол: молодой, прилично оде­тый японец подходит к иностранцу и, отвешивая ему са­мый вежливый поклон, интересуется, из какой тот стра­ны. Получив ответ, так же учтиво кланяется, извиняясь за то, что никогда не слышал этого названия.

Не понимающий, в чем соль, иноземец начинает про­износить название своей страны на разные лады, вспо­минает ближних соседей, рисует в воздухе… бесполезно. Очень вежливый японец не в состоянии вспомнить та­ кой мелочи, как, скажем, Россия или Соединенные Штаты.

Вот, мол, вам — называйтесь сверхдержавами, зани­майте огромные территории на картах, завоевывайте мир… а мы это все мелко видели. Для нас вы совсем не интересны.

На самом деле очень даже интересны, потому что за шутником обычно наблюдает целая толпа его прияте­лей, ловящих каждое произнесенное слово, дабы вспом­нить затем за вечерней пирушкой, как выкатывал боль­шие голубые глазищи белобрысый незнакомец, как пытался заступиться за престиж своей страны… как…

Я тоже попадалась на эту шутку.

— Извините, пожалуйста. Из какой вы страны? — поинтересовался молодой японец, по виду студент или мелкий служащий.

— Из России.

Недоумение.

— Русиа. Раша… Большая страна на севере. Ну, Ле­нинугураду, Мосукува… Росияджин...[2]

Вернувшись после прогулки в нашу хибару, я расска­зала другим танцовщицам о странной встрече, удивляясь невероятно низкому уровню образованности в Японии.

-4

Незнакомые знакомцы

Живя за границей, очень быстро начинаешь вылав­ливать в толпе знакомые лица. Эта девушка работает в кондитерской, а этого парня я уже несколько раз виде­ла с рокерами, этот бездомный сидит обычно у ратуши. Интересно, что он забыл в этом районе города? Иногда тебя тоже узнают — улыбка, кивок. Хоть кто-­то знако­мый среди моря чужих лиц. Порой узнаешь не челове­ка, а его одежду, парфюм, примечаешь смутно знако­мую черточку в манере наклонять голову, держать сига­рету. Жесты и манера разговора нередко наводят на след знакомца, на след следа знакомца.

У нас в метро я знаю нескольких профессиональных нищих, которых вижу много лет. Обычно я не подаю им, да и они не пристают ко мне, принимая наше псев­до-знакомство за особую привилегию не платить.

«Своя», — думает профессиональный нищий, скуч­но скользнув по мне взглядом и никогда не смотря вслед. Ему это даже не приходит в голову. «Своя» не подает, никакого шкурного интереса.

Я тоже ни разу не останавливалась со «знакомыми» нищими, не спрашивала, кто они и откуда, даже имен их не знаю.

Но вот однажды случается странное: с неделю не видно тощего бородача с покалеченными ногами, ко­торого я прозвала «недотепой» из-­за его рассеянного, слегка виноватого взгляда. Обычно он зарабатывает на жизнь, раздавая какие-­то листовки или предлагая на выбор липовые удостоверения или дипломы, а когда работы нет — просто стоит с протянутой рукой.

Я замечаю это не сразу. Просто дней через пять воз­никает легкий дискомфорт, а в голову приходит мысль, что чего-­то не хватает.

Я хожу и ищу причину неприятного ощущения, а она — пустое место у третьего столба станции метро «Гражданский проспект». Пустое место не сразу броса­ется в глаза. Какое-­то время по инерции я продолжаю видеть карие глаза «недотепы». Его неказистый при­зрак словно приклеен к определенному месту станции метрополитена, к моему восприятию этого места.

Я привыкла, блуждая точно во сне, видеть его именно там. И вдруг сон прерывается, и я понимаю, что его нет!

Потеря равносильна исчезновению самой колонны.

Его нет, но ведь всегда был. Был, должен был быть! Но его нет!

Я стараюсь забыть о кареглазом, отвлекаюсь на дру­гие мысли. И все же, каждый раз спускаясь на станцию, невольно пытаюсь отыскать именно его.

Мы незнакомы и, скорее всего, никогда уже не по­знакомимся. Но для меня этот бедолага — часть моего Питера. Часть, которую я не готова потерять.

Маленькая, точно стоптанная до самых валенок ба­булька с невероятно злобным выражением лица и скри­пучим голосом профессиональной попрошайки, неис­товая богомолка (скорее всего, бывшая гимнастка или цирковая артистка) возле станции метро «Невский проспект» тычется головой в асфальт, стоя на коленях, так, как и с молодой спиной нипочем не сделаешь. Вы­полняет она эту мучительную асану над бумажной ико­ной, застывая в таком положении минут на десять.

Странный одутловатый олигофрен, сосредоточенно рисующий в блокноте дерево с листьями. Листья он счи­тает вслух. Видимо, должно получиться определенное число. Если не сходится, он злится, негромко ругаясь и стуча по дверям вагона.

Безногий инвалид с клешнями вместо рук.

Похожий на Санта­-Клауса улыбающийся дедок в яр­ких пиджаках с неизменной мягкой игрушкой в карма­не — обязательно под цвет галстука.

Еще один, тоже с игрушками — обычно с яркой ро­машкой, торчащей из сумки, — худой, с колким, цепким взглядом — художник, карма которого, по его же сло­вам, не позволяет ему надолго покидать Питер. Возвра­щаясь из кратких отлучек, он спешит не к семье, — было бы странно, если бы у такого человека была семья, — нет, он идет поклониться Александрийскому столпу!

Все эти люди составляют для меня лицо Питера или, точнее, — часть лица: родимые пятнышки, еле заметные черные точки, морщинки. Не бог весть что, конечно, но тоже ощутимая, значимая часть — приметы для опознания.

Находясь за границей, я инстинктивно пытаюсь отыскать хоть что-­нибудь знакомое, хоть один смутно узнаваемый образ, манеру движения, взгляд. Я ищу этих «незнакомых знакомцев» или пытаюсь создать их за­ново. Почему-­то это тоже важно для меня.

[1] Имеется в виду Андрей Дмитриевич Балабуха.

[2] Россиянин.

Это был фрагмент из книги "Ближнее море". Полностью книгу можно скачать на сайте АвторТудей: https://author.today/work/169183