90-е годы делятся для меня на три неравнозначных части. Первая - с 1990 до 1993 года - вместила в себя кучу событий как в личной, так и в общественно-политической, так сказать, жизни. Свадьба, рождение первого сына, смерть отца, работа в оборонном "ящике" после института, попытки прокормить семью, переход на другую госслужбу внутри предприятия, подработки и, наконец, уход из профессии в коммерческую структуру - вот что происходило со мной в этот период. Хорошо, что успел отучиться в советской школе и интституте. Времена стабильности, осененные серпом и молотом, канули в лету, поэтому, чтобы выжить в новых условиях, требовались недюжинные знания, трудолюбие и выдержка.
Снаружи бушевал местами враждебный, но в целом дружелюбный мир. Развал СССР, ГКЧП, осада Белого Дома и Рок на баррикадах, дефицит продуктов и карточки-талоны, очереди за всем, даже за хлебом - вспоминаются эти события первой трехлетки 90-х.
Надо согласиться с тем, что Москва, скорее всего, жила лучше, чем другие города России .В конце концов, это была столица.Соответственно, хлеба и зрелищ было больше, чем в любом другом городе страны. Но проблем, связанных с проживанием, у аборигенов, то есть нас, москвичей, от этого не становилось меньше.
Все центровые события происходили, естественно, в Белокаменной.
Несмотря на политические коллизии и дефицит продуктов, в Москве провели фестиваль тяжелой музыки "Монстры Рока" в Тушино , где характер действа соответствовал суровой действительности того времени.
AC/DC, Metalllica, Pantera Black Crowes почтили Москву своим визитом.
Были там и наши Э.С.Т.
Визит немцев Scorpions в Кремль в гости к М.С. Горбачеву в декабре 1991 года продолжил процесс, начатый еще во второй половине 80-х годов: рок-музыка становится важной частью политики внутри страны.
К сожалению, она не стала такой же частью нашей внешней политики: как тогда, так и сейчас, нам нечего серьезно противопоставить мировой западной рок-культуре. Группа Т.А.Т.U. не в счет, конечно.
Расстрел Белого Дома в 1993 году подвел черту под первой третью десятилетия, в течение которой мне было не до концертов, а они были, их было много, самых разных. Вседозволенность залила сцены Дворцов спорта и концертных залов, экраны телевизоров и волны радиостанций.
В это время я занимался исключительно семьей и добыванием денег на ее содержание, а затем отовариванием этих денег продуктами и необходимыми предметами быта. Семья - это жена с маленьким ребенком, мама, оставшаяся вдовой после смерти отца, и я.
Так что не был я ни на концерте Виктора Цоя и группы Кино на БСА- стадионе в Лужниках в июне 1990, ни в Тушино в сентябре 1991 на "Монстрах Рока", куда, пожалуй и не пошел бы из соображений безопасности, ни на концерте поп-короля Майкла Джексона в Москве в сентябре 1993 году в тех же Лужниках, куда, если и пошел бы, то чисто из любопытства.
В конце 1993 года в моих доходах появилась некоторая стабильность, и я выдохнул - получив первую приличную зарплату в 200 американских рублей на новой работе, я почувствовал себя миллионером. Для того времени это были очень приличные деньги. Современной молодежи этого не понять...
В общем, потихоньку возвращаться на меломанскую орбиту я стал только в 1994 году.
Пока без посещения концертов, но я уже стал обращать внимание на афиши, чаще смотреть по телеку передачи "МузОбоз" и "Музыкальный Лифт".
По выходным мы ездили с друзьями семьями в Филевский Парк, рядом с легендарной Горбушкой ( культовое место в Москве - ДК им Горбунова, где с 80-х годов проходили рок-концерты ) и гуляли там среди развалов стихийного рынка, где продавали все, в том числе, компакт-диски, видеокассеты, винил, майки, плакаты, журналы и книги о музыке.
Для меломанов там было истинное раздолье !
Вторая треть 90-х - с 1994 по 1997 год вместила в себя массу событий в жизни музыкальной Рок-Москвы. Во-первых, как грибы после дождя, расцвели клубы и, соответственно, клубные площадки.
Наша компания бывала иногда на районе в легендарных клубах "Свалка" и "Табула Раса", где регулярно выступали известные и малоизвестные коллективы.
Колоритные качки-вышибалы внимательно следили за публикой и моментально реагировали на беспорядки в зале и у стойки, а они, безусловно, случались.
Так я впервые увидел Шнура с его Ленинградом, Сукачева с Неприкасаемыми, Бутусова с гитарой, Агузарову со своей группой.
Агата Кристи была еще в классическом составе.
Во-вторых, Дворцы спорта можно было смело переменовыввть во Дворцы Культуры - настолько часто там проводились концерты рок-групп и попсы, что спортом там почти и не пахло, а пахло концертным дымом и табаком. Полный зал собрать мог не каждый коллектив, поэтому практиковали фестивали и так называемые "сборники" или сборные "солянки", что было свойственно попсе и как правило, проходило под фонограмму. Отдельно надо сказать про ДК им. Горбунова - про знаменитую "Горбушку", которая стала центральной рок-площадкой в Москве в это время. Выступление там однозначно считалось престижным
Многих там видел из наших групп - "Наутилус Помпилиус", Шевчука с ДДТ, Никольского с "Зеркалом Мира".
В 90-е ее стены видели ( и слышали ) многих знаменитых ( и не очень ) иностранцев-Ник Кэйва, Kreator, Laibach, Генри Роллинз, МоторХэд с Лемми и других.
Вот такой был дикий угар, например. Интересно, чем занимаются сегодня все эти люди ( я имею ввиду публику ? )
В-третьих, к нам поехали "звезды". Так, в 1997 состоялось бесплатное выступление британцев Prodigy на Манежной площади, Не мой формат, но само выступление отвязных электронных панков буквально в двух шагах от Кремля говорило о многом, в том числе и о том, что Россия окончательно распахнула свои окна и двери окружающему миру, "железный занавес" окончательно рухнул.
В это же время в России с турами "засветились" Nazareth и Uriah Heep, причем обязательным местом выступлений всегда была, в том числе, и Москва.
Эти ребята освоили нашу страну уже давно : Хипы были в Москве уже в конце 80-х, а Назаретовцы приезжали в столицу знакомиться в 1990 году с концертом в "Олимпийском", который я, увы, пропустил вследствие описанных выше обстоятельств.
В 1996 году в Кремлевском зале выступал Дэвид Боуи. Площадка, конечно, артисту не понравилась своим надутым пафосом, публикой и силами правопорядка.К сожалению, больше этот знаменитый человек к нам не приезжал.
На Малой спортивной арене (МСА) в Лужниках в 1997 году выступили американцы Faith No More, что тоже было событием. Первый приезд этих металлюг был еще в 1993 году.
В том же году в день 850-летия Москвы французский музыкант Жан-Мишель Жарр дал гигантский концерт на Воробьевых Горах рядом с МГУ, во время которого лазерное шоу расцветило небо и здание Университета.
Шоу вошло в историю, помимо всего прочего, количеством зрителей - по разным оценкам, по Москве его наблюдали от 3,5 до 5 млн. человек, а у самого места проведения насчитали полмиллиона человек.
Я живу рядом, и в тот вечер, ехав с дачи, добирался до дома по району часа три: все было перекрыто милицией и заставлено машинами. В результате бросив машину, мы с женой и сыном топали пешком, попутно слушая выступление, звуки которого разносились по близлежащим окрестностям.
На концерт я не ходил, предполагая давку, зато был накануне на его вечерних репетициях, где посмотрел и услышал практически все. При этом народу было очень много, но не та огромная толпа, что была днями позже на самом выступлении.
Последняя треть 90-х была также наполнена важными концертами.
В июле 1998 года Москву почтил своим концертом на Горбушке Ник Кэйв со своей группой. Bad Seeds.
В августе 1998 году приезжали Rolling Stones, и я ходил на их концерт в Лужниках.
Ощущение, что присутствуешь на историческом событии, не покидало все время представления : приехали те, кого слушал с самого детства, кем пугали в советских СМИ ( вспомните, например, знаменитую статью в журнале "Крокодил" "Куда катятся Камни").
Полный стадион им. В.И. Ленина, а это почти 100 тысяч зрителей, рукоплескал легендам, которые выступали почти два часа.Концерт проходил под проливным дождем, но зрители мужественно выдержали это испытание и никто не ушел.
Если упомянуть еще многочисленные концерты отечественных групп, то станет окончательно понятно, что рок-жизнь в Москве в 90-х кипела и бурлила.
Именитые и не очень западные коллективы с удовольствие приезжали в Россию и обязательно в Первопрестольную.Здесь хорошо платили, а зритель был неискушен и благодарен, в то же время строг, но справедлив.
Интересное это было время : мы открылись для мира во всех смыслах. Известные группы стали включать нашу страну и другие республики бывшего Союза в графики своих европейских и мировых туров. Мы получили возвожность, выехжая за границу, посещать концерты в других странах.
Вот такими или примерно такими были рок-события в Москве в 90-х годах. Несмотря ни на что, с теплотой вспоминаю это время - время надежд, время открытий, время перемен.
( видео взяты из открытых источников )
Подписывайтесь, комментируйте, делитесь материалом в своих соцсетях. Большой палец вверх - это награда для авторов. Приглашаем на наш канал "Калейдоскоп" здесь же на Дзене